На 50% снизилось производство мороженого на заводе ТОО «Балмуздак» в Туркестанской области. Карантин, закрытые границы, отмена тоев и праздников, запрет на гуляния в парках – все это ударило по производителю мороженого. Предприятие хоть и оказалось в сложном финансовом положении, но его руководство экономить на сотрудниках не стало и нашло выход из кризисной ситуации.
В день 40 тысяч брикетов мороженого «Ностальгия» сходят с конвейера ТОО «Балмуздак». На соседних линиях выпускают сливочное в вафельных стаканчиках и мороженое для торжеств в пластиковых баночках. Со стороны может показаться, что цех кажется успешным, но на самом деле объемы производства упали в два раза.
«Производство снизилось на 50% после того как началась пандемия. Думаю, что вся причина в том, что мороженое ассоциируется с праздником, весельем. Его на свадьбах много употребляют, в парках, развлекательных центрах. Но так как все это закрыто, то и продажи мороженого снизились. Во время летнего сезона эта линия производства работает без остановки, в этом году такого сезона у нас и не было», – рассказал заместитель директора по производству ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов.
На заводе «Балмуздак» 25 линий, половина из них сейчас стоит, предприятие производит мороженое в основном на заказ. Требуется дилерам «Ностальгия», значит, ее выпускают. Если кому-то понадобился «Балапан» в стаканчиках, то запускают его производство. Мощность завода позволяет за неделю сделать мороженое пяти видов, а затем неделю отдыхать. Такой график работы и демонстрирует нынешнюю ситуацию на предприятии, ведь во время летнего сезона производство ТОО «Балмуздак» работает без остановки.
«Мы считаем коробками, в каждой в среднем 50 штук. Сейчас в день производим 7-8 тыс. коробок, до пандемии во время сезона было 15-16 тыс. коробок. Стоимость продажи мороженого на нашем заводе составляет 65 тенге, в Шымкенте его продают уже по 80 тенге. Накрутка где-то 10%. С прошлого года мы стали продавать свою продукцию в Узбекистане, но сейчас из-за пандемии у нас нет этой возможности. Если границы откроют, то начнем. Россия тоже заинтересовалась нашей продукцией. Мы планировали выйти в этом году на их рынок, но опять все испортил коронавирус», – говорит Адхам Айтметов.
Хотя намеченные планы предприятия не сбылись, главное – удалось сохранить весь коллектив, добавил наш собеседник.
Завод по выпуску мороженого «Балмуздак» появился на месте лимонадного цеха. После развала Советского Союза производство остановилось, и на его базе был построен новый завод. Правда, чтобы разрастись, понадобилось три десятилетия. В 1988 году на месте райпотребсоюза решено было наладить выпуск мороженого. Но тогда в линейке было только два вида и 5-6 сотрудников. Спустя почти 10 лет предприятие было зарегистрировано и получило официальное название ТОО «Балмуздак». С тех пор ассортимент разросся до 200 видов. Только мороженое «Балапан» выпускается пяти видов: сливочное, шоколадное, клубничное, buble gum и прочее.
«В первый год работы мы взяли около 300 млн тенге благодаря банку и фонду «Даму». Сейчас вот идет кредитование 6%, и нам это помогает поднимать завод. Вот все это мы за 5 лет запустили. В первый год мы взяли 300 млн тенге. По «Дорожной карте» нужны нам, например, средства на новое оборудование или на стройку, то мы выходим на банк и берем средства. На оборудовании не экономим. У нас европейское оборудование. Оно и быстрее, и мощности лучше. Чем покупать две линии в Китае, мы лучше купим одну дорогую в Европе. Но она, кстати, будет работать так же, как две китайские», – говорит заместитель директора по производству ТОО «Балмуздак» Адхам Айтметов.
Не экономят на предприятии и на людях. Говорят, кадровый состав – главная ценность предприятия. Именно поэтому пытались из всех финансовых возможностей сохранить 230 рабочих мест. Для этого, несмотря на трудности, даже подняли зарплаты на 10% в июне и в июле всем, кроме руководящего состава. Сохранить рабочих и не разориться для предприятия было первостепенной задачей, причем решать ее приходится не в первый раз. И в прежние годы производство мороженого сокращалось в зимние месяцы. Сотрудников приходилось переквалифицировать сразу на местах.
«У нас уже лет 5 проблема – что делать с кадрами зимой. Раньше у нас было рабочих человек 60, и все они были универсалами. То есть фризерщик мог зимой работать электриком или помогать что-то ремонтировать. Сварщики могли быть тоже ремонтниками. А когда мы стали набирать новых работников, у нас проблема с кадрами стала острой. Мы не знали, что делать с 200 людьми зимой, когда цех абсолютно стоит. Есть, конечно, работа, когда нужно заготавливать стаканчики, крышки или наклейки заклеивать, но это тоже небольшой объем. Это ведь только в прошлом году нам удалось поработать до 5 декабря. А так мы раньше останавливаемся», – говорит Адхам Айтметов.
Такая ситуация зимой вынудила предпринимателей на смелый эксперимент – они запустили производство шоколада. Попробовать себя в этом деле им предложили германские партнеры. В итоге закупили оборудование для выпуска шоколада, потом решили попробовать выпускать шоколадные конфеты. Так в ассортименте завода появились трюфели, конфеты с начинкой и без. В этом году из-за ситуации с коронавирусом линии с шоколадом вынуждены были запустить не зимой, а в разгар лета.
«Мы можем делать по 5 тонн шоколада в день. Любого шоколада. Но вот только в день выпускаем около тонны. Летом шоколад не пользуется большим спросом. Тои и праздники тоже влияют на поток покупателей шоколада. В конце сентября будем делать анализ, как он будет продаваться», – говорит наш собеседник.
Несмотря на проблемы, до убытков на предприятии пока дело не дошло. Удержаться на плаву помогла отсрочка по кредитам.
Трудные времена – время для экспериментов, говорят предприниматели. Потому руководители ТОО «Балмуздак» планируют производить новинки: в самом ближайшем будущем с конвейера будут сходить круглое эскимо и двухцветные рожки, их уже дегустируют на заводе. Ценителей вкусного мороженого на предприятии много, но в процессе запуска нового вида мороженого приглашают принять участие еще и тех, кто его будет продавать.
«У нас нет возможности выпустить продукцию в маленьких объемах и потом оценивать, что получилось, а что нет. Сначала решаем, какое мороженое можем делать, насколько это рентабельно и на какой линии его можно запустить. А вот чтобы понять, будет ли оно продаваться, мы приглашаем наших дилеров на дегустацию и оценку этикеток. Они советуют, как сделать лучше и таким образом мы приходим к оптимальному решению», – говорит производственник.
В этом году первостепенная задача предприятия – запустить на рынок «зимнее мороженое», ставка делается на любителей лакомства в северных регионах страны, добавил он.
«Южане зимой мороженое не едят, а жители северной части нашей республики всегда кушают мороженое, они часто покупают весовое мороженое. Сейчас мы запустим 8 видов мороженого 25% жирности на сливочном масле. Согласно исследованиям, мороженое зимой не чувствуется слишком холодным. Приучим к нему, думаю, и южные регионы», – говорит Адхам Айтметов.
Несмотря на сложные финансовые условия, на заводе продолжат использовать только натуральные продукты.