Казахстанский алюминий изготавливается по всем мировым стандартам и пользуется спросом на внутреннем рынке. Однако в отрасли имеются проблемы с закупкой алюминиевого лома, который в основном вывозится за пределы республики. Как рассказали эксперты центру деловой информации Kapital.kz, улучшить сырьевую обеспеченность компаний, а значит и расширить рынок сбыта, можно при введении запрета на вывоз с территории Казахстана лома и отходов цветных металлов.
По словам директора павлодарского алюминиевого кластера Alpof Ерали Абдолина, продукция завода абсолютно конкурентоспособна в сравнении с ввозимой. Здесь стоит отметить, что чаще всего поставки идут с России, но есть и белорусское сырье.
«Основными задачами всех заводов являются рынки сбыта, и перспективы завода зависят напрямую от этого. Но можно отметить, что алюминий на внутреннем рынке очень востребован, значит и усилия надо прилагать в данном направлении - работать на расширение рынка сбыта, - отмечает Ерали Абдолин. - Также для производителя алюминия важным является поставка качественного готового продукта в срок».
При этом в отрасли имеются проблемы с закупкой алюминиевого лома, который в основном вывозится за пределы Казахстана. Улучшению по сырьевой обеспеченности компаний, считает директор Alpof, будет способствовать введение запрета на вывоз с территории страны лома и отходов цветных металлов. Данный запрет также способствовал бы снижению себестоимости продукции и повышению производительности.
Подтверждает важность решения
проблемы по вывозу лома и генеральный директор шымкенского завода «Цветлит»
Бекжан Айткулов. По его мнению, одна из самых главных задач для производителей
продукции из алюминия является сбор сырья (лом алюминия), которого критически не хватает на рынке цветного
лома. При этом на сегодня важно добиться от правительства страны наложения
запрета на вывоз цветного лома за рубеж.
«Если правительство не прибегнет к
данным мерам, то производители продукции из вторичного алюминия вынуждены будут
сократить объемы производства», - отмечает Бекжан Айткулов.
Международное соответствие
Представители сектора отмечают, что казахстанская продукция пользуется спросом, так как изготавливается по всем мировым стандартам, а сплавы не уступают качеству западных производителей.
«Нами на постоянной основе готовятся акты, сертификаты, протоколы, нормативная документация согласно всем правилам и требованиям в данной сфере. Соответственно, имея полный пакет всех документов, продвижение алюминия на рынке существенно облегчается, так как при подобном подходе у заказчиков появляется не только устная гарантия по качеству приобретаемого материала», - уверяет директор павлодарского алюминиевого кластера Alpof.
По данным компании Eurasian Resources Group (ERG), основным сдерживающим фактором проникновения «крылатого метала» в экономику является относительно дорогая цена. Как отметил менеджер проектного офиса по продажам алюминиевого дивизиона и транспортной логистики Коммерческого центра ERG Кайрат Укашов, уровень развития экономики страны показывает доступ населения к более дорогой альтернативе. Уровень потребления алюминия (всех видов и продукции) на душу населения в Казахстане вырос с 5,97 кг в 2007 году до 9,28 кг в 2019, прогноз 2020 года – 9,7 кг. Абсолютным лидерами в потреблении алюминия на душу населения являются Германия и Южная Корея (более 26 кг), следом идут страны с потреблением 15-16 кг – США, Швеция, Япония, ОАЭ и КНР. В Казахстане наблюдается тенденция увеличения потребления алюминия на душу населения. Обладая сырьевой базой (бокситы, глинозем, пек, кокс, и др.) и имея доступ к недорогой электроэнергии и логистической инфраструктуре, у Казахстана есть все основания увеличить производство и потребление сырья.
В фокусе
С момента основания АО «Казахстанский электролизный завод» в 2007 году увеличил производство до 260 тыс. тонн в год. При этом на долю отечественного потребителя отгружается в среднем 10%. В 2019 году было отгружено почти 27 тыс. тонн первичного алюминия, на 2020 год планируется 32-33 тыс. тонн. С 2018 года отгружается не только металл в слитках, но также и в жидком виде). Портфель потребителей представлен производителями полуфабрикатов (катанка, столбы, прутки, литейные сплавы) и изделий (кабель, металлоконструкции, автомобильные диски). Номенклатура продукции ориентирована, как и на отечественного потребителя так и на экспорт (РФ, Узбекистан, Украина и др. страны).
Драйверами увеличения объемов отгрузок алюминия за последние годы выступают рост ВВП, темпы развития строительства и обрабатывающей промышленности. Особый всплеск связан с программами модернизации инфраструктурных энергетических сетей KEGOC «Север-Восток-Юг» (завершена в 2018 году) ТОО «Коммерческий центр ERG», с 2019 года стартовала программа по модернизации «Сарбайской МЭС», далее в планах «Актю-бинские МЭС» и «Западные МЭС». При этом уровень локализации алюминиевой катанкой, одна из основных составляющих, достигает свыше 90%.
В свою очередь АО «Казэнергокабель» ориентирован на проекты реконструкции и экспорт, ТОО «Цветлит» на внутренний спрос и экспорт. Вместе со строительной промышленностью увеличилось количество предприятий по производству алюминиевых прутков и профилей. На сегодня уровень локализации металлоконструкций достигает 70-80%, тогда как в 2007 самообеспеченность составляла 30%.
При этом с недавнего времени на
базе Павлодарского алюминиевого кластера реализован проект компаний «Вектор
Павлодар» и Giessenhaus по производству автомобильных дисков, где алюминий
поставляется в жидком виде. Поставка жидкого алюминия интересна не только по
экономическим показателям, но также позволяет снизить экологические выбросы на
расплаве металла.
Несмотря на довольно хорошие показатели в развитии, алюминиевая промышленность Казахстана еще не показала весь свой потенциал, считают представители рынка. Открытыми остаются позиции по производству плит, листов, фольги, банок. Данные номенклатуры интересны не только для обеспечения внутреннего спроса, но и поставок на экспорт.