Четыре крупнейших торговых дома Archer Daniels Midland (ADM), Bunge, Cargill и Louis Dreyfus Company (так называемый квартет ABCD) в октябре 2018 года объединились для создания блокчейн-системы, призванной оцифровать операции глобальной торговли сырьевыми товарами. Позже к данной инициативе присоединились Glencore и COFCO. В 2020 году уже планируется запуск пилотного проекта с использованием нового продукта, который должен упростить доставку зерновых грузов по морю. Что из себя представляет разрабатываемый механизм и какое влияние он окажет на мировую торговлю сельскохозяйственной продукцией?
В декабре 2019 года разрабатываемая система получила название – Covantis. Участники проекта также презентовали свои достижения за чуть менее полтора года в конструировании новой системы.
Изначально была задекларирована амбициозная цель – автоматизировать и упростить операции, связанные с торговлей сельскохозяйственной сырьевой продукцией. Участники проекта констатировали, что отрасль сегодня, как и 30 лет назад, продолжит пользоваться электронной почтой для коммуникации и обмена документами, в то время как остальная часть мира активно внедряет в своей работе такие новейшие технологии, как «облако», искусственный интеллект и блокчейн.
В частности, по данным участников проекта, для оформления сделок зерноторговцы ежегодно отправляют 275 млн электронных писем для обработки 11 тыс. партий зерна, которые транспортируются по морю, а также обмениваются «тоннами бумажных документов». Как следствие – процесс торговли зерновыми содержит много повторяющихся процессов, ручных операций, является дорогостоящим и затратным по времени.
Преимущество блокчейн, впервые использованной десять лет назад в транзакциях с криптовалютой биткоин, как раз в том, что она позволяет участникам сети легко обмениваться любой информацией. Считается, что подделать данные в сети распределенных блоков блокчейн невозможно, за счет того, что копии информации хранятся на разных компьютерах.
Разработчики хотят с помощью Covantis помочь наладить сотрудничество участников отрасли для обмена документами и информацией.
Презентованный интерфейс программы выглядит простым и практичным, а вся программа – полезной. С ее помощью зернотрейдеры могут в несколько кликов оформлять морские перевозки сельскохозяйственной продукции, обмениваясь с контрагентами необходимой документацией, выставляя электронные счета, а также вести коммуникацию во внутреннем чате.
Разработчики планируют предоставить доступ к системе всем желающим участникам рынка. При этом стоимость пользования пока не называется. Вначале в системе будут оформляться операции по доставке сои из Бразилии в Китай. На операции с зерновыми в СНГ действие системы планируют распространить на четвертом этапе, после охвата рынка Бразилии, Америки и Аргентины.
Это не первая попытка автоматизировать бизнес-процессы в зерноторговле с помощью современных технологий. На самом деле сфера достаточно технологична на сегодняшний день. За последние 20 лет в IT выросла целая отрасль, обслуживающая потребности зернотрейдеров в автоматизации их деятельности. Лидеры рынка уже давно пользуются всеми преимуществами специализированных программ, которые позволяют им сокращать временные и денежные издержки в процессе их бизнес-деятельности. Такие системы как CRM, CTRM, ERP позволяют полностью автоматизировать документооборот внутри офисов зернотрейдеров.
Блокчейн-платформа, над которой сейчас ведется работа, может быть хорошим дополнением, так как предлагает аналогичное решение во взаимодействии с контрагентами.
Проблема оформления грузовых доставок по морю заключается в необходимости обмена участниками сделки оригиналами документов. А блокчейн благодаря высокому уровню безопасности позволяет заменить DHL-доставку документов отправкой надежных заверенных цифровых копий.
В случае успеха новый продукт наверняка будет полезен рынку. Однако пока никто не даст гарантий, что задуманное удастся реализовать. Разработчики сами отмечают, что проект будет запущен только в случае получения одобрения от регулирующих органов.
Когда мы говорим о доставке грузов на миллионные суммы, неизбежно возникает вопрос о таможенном оформлении товара. Какую схему контроля со стороны таможенных органов торговых операций, оформляемых с помощью цифровых транзакций, предложат участники проекта – пока неизвестно.
А ведь помимо юридических аспектов на пути реализации проекта могут возникнуть и технические трудности. Сама технология блокчейн еще не до конца изучена. Несмотря на все разговоры и дифирамбы, она не получила масштабного распространения ни в одной сфере.
Не исключено, что главный ее плюс – невозможность внесения изменений – однажды может быть поставлен под сомнение. В 2018 году американская фирма уже подала заявку на патентование решения для внесения изменений в блокчейн. На данном этапе предложенное решение не угрожает безопасному обмену информацией в блокчейн, так как предложенная схема внесения изменений предполагает согласование всеми участниками цепи, но кто знает, что будет дальше.
Дмитрий Михальчук, CEO компании Grain Track