Запуск онлайн-страхования и обязательное страхование туристов - эти новшества повлияли на развитие сферы страхования в 2019 году. О том, как отреагировал рынок на введенные поправки и какого уровня достигла страховая грамотность казахстанцев, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал председатель правления АО «СК Amanat» Ергали Бегимбетов.
- Ергали, какие знаковые события на страховом рынке в 2019 году вы можете выделить?
- В 2019 году стали заметны качественные изменения в конкуренции среди компаний. Если сравнивать с предыдущими годами, когда основной целью страховых компаний было переманить к себе агентскую сеть или менеджера с хорошим портфелем, то в ушедшем году игроки уже конкурировали за клиента напрямую. Особенно это было видно по обязательному автострахованию, которое сделало рывок за счет запуска онлайн-страхования, где необходимость в агентских сетях отпала. Компании начали строить продвижение обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОС ГПО ВТС) через бренд, через создание коммуникационных площадок «компания-потребитель»; пересмотрели структуры процессов по взаимодействию с клиентами, сделав их более удобными, прозрачными. Это конкуренция совершенно другого, более высокого уровня. Страховые компании понимают, что надо развиваться качественно.
- К чему привела сложившаяся качественная конкуренция?
- Такая конкуренция привела к тому, что компании, где-то сами того не замечая, начали работу по развитию страховой грамотности. Возможно, это не сильно заметно, но прямая коммуникация с клиентом без посредника в лице агентской сети требует разъяснений страховых продуктов, условий, преимуществ, деталей. В результате мы наблюдаем, что потребитель стал грамотнее. Тот же ОС ГПО ВТС все больше и больше людей покупают для себя, обращая внимание на сервис, репутацию страховой компании, в то время как раньше подавляющее большинство клиентов относились к нему как к налогу или документу, который нужен только для демонстрации сотруднику полиции.
Еще один пример: параллельно с обязательным страхованием туриста все чаще приобретается и медицинское страхование в качестве дополнительного покрытия, так как выезжающие за границу хотят получить высокие лимиты. Люди понимают, что если наступил серьезный страховой случай в другом государстве, например, человек попадет в реанимацию, то будет сложно справиться с лимитами одного полиса ОСТ.
Улучшение страховой грамотности заметно и среди юридических лиц. Например, количество компаний, которые обращаются к страховым компаниям за наиболее полным списком рисков и договором, который соответствовал бы их требованиям, растет. Компании понимают, что для финансовой защиты их имущества, будь это здание или товар на складе, требуется помощь страховой организации.
- Насколько сегодня актуально говорить о росте рынка в прошлом году? Что стало причинами?
- Рынок рос и тренд роста сохраняется. За 11 месяцев 2018 года чистая сумма страховых премий по рынку составила 264 млрд 651 млн тенге, в то время как за этот же период 2019 года данный показатель равен 383 млрд 683 млн тенге.
Это видно и по классам страхования. К примеру, по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) за 11 месяцев 2018 года рынок собрал 55 млрд 401 млн тенге чистых премий, в то время как в 2019 году данный показатель достиг 70 млрд 242 млн тенге.
Подобная ситуация наблюдается и по каско: 2018 год (11 месяцев) – 17 млрд 511 млн тенге, 2019 год (11 месяцев) – 22 млрд 928 млн тенге; и по страхованию имущества: 2018 год (11 месяцев) – 37 млрд 427 млн тенге, 2019 год (11 месяцев) – 52 млрд 294 млн тенге.
Такие изменения имеют ряд причин. По классам автострахования на это повлиял рост отечественного автопрома: если в 2010 году в стране выпускалось 4 тыс. автомобилей, то на 1 ноября 2019 года их количество превысило 38 тыс. Еще можно ответить влияние электронного полиса: введение онлайн-страхования и синхронизация данных с государственными базами практически свело на нет случаи с поддельными полисами.
Что касается страхования залоговых объектов, то в этом направлении мы видим значительное оживление рынка по сравнению с кризисным 2017 годом. Банки стали больше выдавать кредитов, соответственно вырос и объем застрахованного имущества.
- Вы могли бы выделить основное событие на рынке в 2019 году?
- Самое главное событие страхового рынка прошлого года – запуск онлайн-страхования. Как вы знаете, с 1 января 2019 года все страховые компании Казахстана по обязательному страхованию автовладельцев (ОС ГПО ВТС) оформляли только электронные полисы. Несмотря на то что покупка полисов в онлайне все еще не совсем привычный способ для населения, мы считаем, что будущее за онлайн-страхованием. Запуск электронных полисов, разработка онлайн-магазинов и реализация онлайн-продаж стали значительным толчком развития казахстанского страхового рынка, так как большая часть компаний начала развивать свою IT-инфраструктуру, стала уделять должное внимание развитию диджитал-маркетинга, перенаправляют финансовые средства на расширение цифровизации. В 2019 году казахстанские страховые компании в большей степени сконцентрировались на разработке простых и удобных интерфейсов для клиентов, чтобы онлайн-покупка была удобной и легкой. Рынок трансформируется и развитие онлайн-продаж тянет за собой другие секторы: все больше бизнес-процессов, в том числе и внутренних, переходят на цифру.
- Новый старый продукт – страхование туристов. Как он повлиял на развитие рынка?
- Отдельно стоит отметить появление нового продукта на рынке в 2019 году – это обязательное страхование туристов (ОСТ). Конечно, пока рано анализировать его убыточность и говорить, насколько эффективен данный вид страхования, но объем премий ОСТ за 10 месяцев 2019 года составил 2 млрд 212 млн тенге. Для сравнения: объем премий медицинского страхования туристов, которое существует очень давно, за тот же период составляет 3 млрд 192 млн тенге.