Как Интернет за 25 лет изменил рынки СМИ и рекламы. Эту тему на форуме Qaznet 25 years обсудили руководители медиахолдингов. Традиционные бумажные и электронные СМИ приходят в онлайн, который дает возможность безграничного охвата аудитории, повышение трафика за счет выдачи в эфир актуальной информации. Но рекламные бюджеты не так активно перетекают в Интернет.
Основатель и руководитель группы компаний Musan Group Санжар Мустафин на форуме Qaznet 25 years рассказал, почему сделал ставку на отечественный контент, открыв телеканалы «Той Думан» и Gakku.
«Сейчас для нас в приоритете продвижение телеканалов «Той Думан» и Gakku. В основном они позиционируются в интернете, ведь мы понимаем, что СМИ, так или иначе, оказываются в сети. И, чтобы идти на шаг вперед классических СМИ, нам необходимо было перейти в систему. Так было и с "Капиталом" - 8 лет назад создали центр деловой информации Kapital.kz для развития бизнес-контента, сохранив при этом бумажное издание. Но нашим радиопроектам «Дача» и Love Radio нет необходимости уходить в сеть», - сказал Санжар Мустафин.
Совокупный охват по подписчикам Gakku - более 4 млн, у «Той Думан» - около 2 млн. Но рекламодатели пока не идут за аудиторией: лет десять назад бюджеты ушли из классических СМИ в сторону интернета, однако до интернета дошла лишь малая часть.
«Наверное, основная беда цифровизации СМИ в том, что есть классическое отношение к потреблению рекламы. Огромные бюджеты до сих пор уходят к классическим телеканалам. Несмотря на то что мы есть и в системе классического вещания, мы искренне хотим, чтобы деньги появились в интернете. Пока мы их там не видим», - говорит Санжар Мустафин.
Второй важный вопрос - отсутствие денег у казахоязычного контента. И это несмотря на то, что первые позиции в рейтингах занимают исключительно казахоязычные телеканалы.
«Но при всем при этом денег там нет. Мы очень долго анализируем эту ситуацию и понимаем, что есть какое-то невосприятие, в том числе сетевыми рекламными корпорациями, казахоязычного контента. Речь идет не только о моих ресурсах, у моих коллег та же самая ситуация. Я думаю, что совместными усилиями нам нужно попытаться изменить эту ситуацию», - сказал Санжар Мустафин.
По словам издателя Forbes Kazakhstan, председателя Казахстанского МедиаАльянса Арманжана Байтасова, переход к цифровизации – это естественный путь. И мнение о том, что диджитализация развивается медленно, очень неточное.
«Не секрет, что у нас в стране действует много стандартов, и большинство СМИ пользуются госзаказами или находятся под определенным давлением. И в этот момент появляются соцсети, быстрое развитие интернета и быстрый доступ к нему. Каждый человек становится готовым СМИ. В сети появляется контент, который интересует аудиторию больше, чем официальные СМИ. Смелые высказывания больше привлекают публику», - говорит Арманжан Байтасов.
При этом он отмечает, что госзаказ и цензура не тормозят диджитализацию СМИ и, более того, даже иногда помогает.
«Диджитализация требует больших средств, и хорошо, что деньги идут туда. И то, что касается цифровизации, она уже здесь и сейчас», - добавляет спикер.
Генеральный директор медиахолдинга Alash Media Group Батыр Казыбаев отметил, что с самого начала создавал мультимедийную площадку, понимая, что тренды будут уходить в интернет. Интернет станет объединяющим началом и для ТВ, и для радио и информации. Батыр Казыбаев заметил, что телесмотрение действительно падает и по сравнению с 2013 годом оно упало на 50%. Вопрос: кто же остается в "телике"?
«Я как глава холдинга, в котором два телевизионных ресурса, никак не умаляю значимости телика, но я за честность и справедливый рынок. При падающем телесмотрении измерительные агентства просто обязаны учитывать, что аудитория уходит в интернет. Имеет смысл вывести некую цифру, для того чтобы работать с рекламодателями и чтобы деньги пошли в Казнет. Сейчас они идут на другие классические рекламные площадки», - сказал спикер.
Батыр Казыбаев отметил, что тренд на Казнет растет с 2011 года и будет расти и дальше. Задача СМИ - создавать для него контент.
«Контент создается на деньги, которые могут прийти только с рынка. Госзаказ закрывает только определенную часть, а рынок не может дать эти деньги, потому что рекламный рынок маленький. Весь бюджет весит порядка 75-80 млн долларов. Из них основная часть уходит на классические площадки, а сколько уходит в интернет – непонятно, - добавил он. - Один из шагов, который мы сделали внутри холдинга, – мультимедийные продажи, то есть все, что вы хотите посмотреть, послушать и почитать, есть в телефоне. И когда мы работаем с рекламодателем, мы прилагаем мультимедийную вселенную, продукты, которые кочуют на разные ресурсы. Последнее, куда мы отправляем информацию, – это ТВ».
Основатель и руководитель группы компаний Musan Group Санжар Мустафин добавил, что миграция в интернет происходит достаточно органично.
«Например, взять тот же телеканал Gakku. Основная аудитория - до 35 лет, и миграция в интернет происходит органично по причине того, что основной потребитель этой возрастной категории уже давно не пользуется телевизором, как транслятором. Это просто панель, на которую выводится медиаконтент с различных диджитал-устройств. Мы абсолютно логично мигрировали в интернет, где ожидаем наличие бюджетов», - сказал он.
И, несмотря на то что количество просмотров колоссальное (до 100 млн), на уровне монетизации это имеет совершенно ничтожные деньги, которые не идут в соотношение с затратами на производство собственного контента.
«Стоимость каждой тысячи просмотров рекламы в интернете в Казахстане в среднем около 1 доллара. Больше или меньше – зависит от рейтинга ресурса. Любая монетизация в интернете очень сложна, поэтому должны осуществляться определенные рекламные интеграции, о которых мы сегодня говорили», - добавил Санжар Мустафин.