Онлайн-туризм в Казахстане: когда его доля начнет расти?

Этот показатель занимает уже около 40-45% в сегменте travel во всем мире

Share
Share
Share
Tweet
Share

В апреле этого года Международный исследовательский институт Market Research Future опубликовал результаты своего исследования (Online Travel Market Report), посвященного рынку онлайн-туризма, которые показали, что мировой рынок онлайн-путешествий вырастет с $570,25 млрд в 2017 году до $1 134,55 млрд к 2023 году при совокупном годовом темпе роста (CAGR) в 13,16% в год. По расчетам APAC (Азиатско-Тихоокеанский регион), доля онлайн-туризма занимает уже около 40-45% в сегменте travel во всем мире. В некоторых развитых странах данный показатель составляет 60-70%.

С географической точки зрения, на рынке онлайн-туризма самую большую долю занимает регион Северной Америки – 33,75%, с объемом рынка в $192,46 млрд. Ожидается, что в прогнозируемый период рынок Северной Америки будет расти среднегодовыми темпами в 11,8%. Европа является вторым по величине рынком онлайн-туризма, оцененным по итогам 2017 года в $178,72 млрд, а самым быстрорастущим регионом стал Азиатско-Тихоокеанский, с темпом роста в 15,9%.

Рост объема индустрии онлайн-туризма связан в мире в основном с применением технологических достижений. Новые онлайн-технологии, распространение глобальных систем дистрибуции (GDS) и растущее проникновение интернета сделали процесс бронирования и покупки билетов, гостиниц, туристических продуктов очень доступным и быстрым. К этому процессу нужно добавить и тот нюанс, что поставщики туристических услуг с помощью новых технологий смогли разработать единые платформы, через которые турагентства предоставляют несколько услуг. Благодаря этому процесс путешествий значительно перешел от физических заказов к веб-бронированиям, а далее и к мобильным платформам. Онлайн-турагентства интегрировали все виды транспорта и варианты размещения, которые поощряются пользователями.

Среди основных факторов, влияющих на рост онлайн-туризма, отмечают и влияние социальных сетей. Широкое распространение социальных сетей, а также возможность давать отзывы и комментарии на сайте электронной коммерции помогают людям делиться своим опытом, оставлять рецензии о работе отелей. Ярким примером этого является платформа TripAdvisor. Возможность рассказывать и оценивать качество гостиницы, хостела или бутик-отеля помогает пользователям выбирать самый лучший продукт и грамотно планировать путешествие. К этому процессу прибавляется еще тот факт, что расширение применения мобильных приложений и онлайн-решений способствует дальнейшему продвижению рынка онлайн-туризма. Растущая потребность на услуги хостелов, арендных домов и альтернативного размещения, бюджетные поездки, характерные для миллениалов, формирование услуг на основе отзывов от других пользователей-незнакомцев также обеспечивают доверие к тревел-платформам и дают прирост количества покупателей онлайн-услуг. Наиболее активно в этом процессе участвуют такие сайты и игроки, как Booking Holding, Expedia Group, Airbnb, Ctrip и многие другие, что значительно повышает привлекательность рынка онлайн-путешествий и делает его доступным для большего количества людей по всему миру.

Все вышеперечисленные тенденции привели к тому, что на сегодняшний день пользователи в развитых странах сами могут составить поездку как за рубеж, так и внутри своей страны, выбирая как люкс, так и бюджетные варианты. В отличие от мировых тенденций, в Казахстане рынок онлайн-туризма в процентном соотношении отстает от офлайн-туризма. По некоторым расчетам, доля онлайн-туризма, а именно авиабилеты в Казахстане только сейчас дотянулись до доли в 20-25% в общей структуре покупок в туризме. Связано это как с относительно низким проникновением интернета по сравнению с развитыми странами, так и спецификой рынка Центральной Азии.

По словам сооснователя казахстанского проектаPillowz.kz (аналог модели Booking или Airbnb в Казахстане) Асылбека Кошкарова, на относительно медленный рост сектора онлайн-туризма в РК влияют несколько факторов. Во-первых, это операционная модель самих турагентств, которые привыкли работать в ручном формате, либо те, кто строит бизнес, системно используют различные решения по автоматизации от GDS (системы бронирования). У турагентств в зависимости от сегмента – авиаагентства, чартеродержатели, агентства, работающие на выезд, илиинкаминговые туроператоры во въездном туризме, как правило, очень ограниченные кадровые и финансовые ресурсы, что не позволяет им работать, используя современные каналы продвижения, создавать платформы, мобильные приложения для бронирования билетов и отелей.

«Мы на своем опыте убедились, насколько это сложный процесс – запустить платформу по бронированию краткосрочной аренды жилья – и сколько технических и финансовых трудностей возникает при этом», – отмечает Асылбек Кошкаров.

Во-вторых, возраст и привычки клиентов. Клиенты от 25 до 35 лет сами покупают билеты, бронируют отели и планируют путешествие, а путешественники более старшего поколения не доверяют сервисам, им проще купить билет или забронировать гостиницу через турагентство, чем оплачивать банковской картой, используя онлайн-сервисы. Те, кто младше, еще практически не путешествуют самостоятельно, вне организованных групп, или не могут себе позволить затраты, потому нет стабильных источников доходов. В-третьих, отсутствие интегрированных онлайн-продуктов, доступных в интернете. По словам Асылбека Кошкарова, казахстанские туристские сервисы, к сожалению, не предоставляют все услуги на одной платформе, через одну систему, и путешественник вынужден бронировать на одном сервисе билеты, на другом – автомобиль, на третьем – отель/гостиницу, что создает дополнительные сложности и неудобства. Создание единой платформы сделало бы процесс более легким и комфортным для пользователей, сэкономив их время.

Перебороть существующую ситуацию и увеличить долю онлайн-туризма, по мнению Асылбека Кошкарова, можно несколькими способами.

«В качестве некого драйвера роста онлайн-туризма могут выступить несколько факторов. Первый – рост грамотности среди населения в вопросах онлайн-бронирования. Стремительное распространение банковских карточек и мобильных приложений банков доказывает, что казахстанцы открыты к технологическим новинкам, и в случае, если будет хороший продукт, отвечающий их потребностям, они легко перейдут на новую платформу. Большую роль играет и переход самих агентств из офлайн-модели в онлайн-модель. Наконец, вопрос поколений. Рост поколения Z и превращение их в путешественников однозначно заставит рынок идти в сторону онлайн-технологий», – подытожил он.

Как видно из краткого обзора, рынок онлайн-туризма в Казахстане обречен на рост. Несмотря на нынешние трудности, будущее за онлайн-туризмом и теми игроками, которые смогут предложить удобные сервисы и решения для путешественников.

Автор: Еркин Тикенов, директор по развитию бизнеса Pillowz.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Новости партнеров: