Онлайн-туризм в Казахстане: когда его доля начнет расти?
АВТОР

04.06.2019 • 08:30 3149

Онлайн-туризм в Казахстане: когда его доля начнет расти?

Этот показатель занимает уже около 40-45% в сегменте travel во всем мире

В апреле этого года Международный исследовательский институт Market Research Future опубликовал результаты своего исследования (Online Travel Market Report), посвященного рынку онлайн-туризма, которые показали, что мировой рынок онлайн-путешествий вырастет с $570,25 млрд в 2017 году до $1 134,55 млрд к 2023 году при совокупном годовом темпе роста (CAGR) в 13,16% в год. По расчетам APAC (Азиатско-Тихоокеанский регион), доля онлайн-туризма занимает уже около 40-45% в сегменте travel во всем мире. В некоторых развитых странах данный показатель составляет 60-70%.

С географической точки зрения, на рынке онлайн-туризма самую большую долю занимает регион Северной Америки – 33,75%, с объемом рынка в $192,46 млрд. Ожидается, что в прогнозируемый период рынок Северной Америки будет расти среднегодовыми темпами в 11,8%. Европа является вторым по величине рынком онлайн-туризма, оцененным по итогам 2017 года в $178,72 млрд, а самым быстрорастущим регионом стал Азиатско-Тихоокеанский, с темпом роста в 15,9%.

Рост объема индустрии онлайн-туризма связан в мире в основном с применением технологических достижений. Новые онлайн-технологии, распространение глобальных систем дистрибуции (GDS) и растущее проникновение интернета сделали процесс бронирования и покупки билетов, гостиниц, туристических продуктов очень доступным и быстрым. К этому процессу нужно добавить и тот нюанс, что поставщики туристических услуг с помощью новых технологий смогли разработать единые платформы, через которые турагентства предоставляют несколько услуг. Благодаря этому процесс путешествий значительно перешел от физических заказов к веб-бронированиям, а далее и к мобильным платформам. Онлайн-турагентства интегрировали все виды транспорта и варианты размещения, которые поощряются пользователями.

Среди основных факторов, влияющих на рост онлайн-туризма, отмечают и влияние социальных сетей. Широкое распространение социальных сетей, а также возможность давать отзывы и комментарии на сайте электронной коммерции помогают людям делиться своим опытом, оставлять рецензии о работе отелей. Ярким примером этого является платформа TripAdvisor. Возможность рассказывать и оценивать качество гостиницы, хостела или бутик-отеля помогает пользователям выбирать самый лучший продукт и грамотно планировать путешествие. К этому процессу прибавляется еще тот факт, что расширение применения мобильных приложений и онлайн-решений способствует дальнейшему продвижению рынка онлайн-туризма. Растущая потребность на услуги хостелов, арендных домов и альтернативного размещения, бюджетные поездки, характерные для миллениалов, формирование услуг на основе отзывов от других пользователей-незнакомцев также обеспечивают доверие к тревел-платформам и дают прирост количества покупателей онлайн-услуг. Наиболее активно в этом процессе участвуют такие сайты и игроки, как Booking Holding, Expedia Group, Airbnb, Ctrip и многие другие, что значительно повышает привлекательность рынка онлайн-путешествий и делает его доступным для большего количества людей по всему миру.

Все вышеперечисленные тенденции привели к тому, что на сегодняшний день пользователи в развитых странах сами могут составить поездку как за рубеж, так и внутри своей страны, выбирая как люкс, так и бюджетные варианты. В отличие от мировых тенденций, в Казахстане рынок онлайн-туризма в процентном соотношении отстает от офлайн-туризма. По некоторым расчетам, доля онлайн-туризма, а именно авиабилеты в Казахстане только сейчас дотянулись до доли в 20-25% в общей структуре покупок в туризме. Связано это как с относительно низким проникновением интернета по сравнению с развитыми странами, так и спецификой рынка Центральной Азии.

По словам сооснователя казахстанского проектаPillowz.kz (аналог модели Booking или Airbnb в Казахстане) Асылбека Кошкарова, на относительно медленный рост сектора онлайн-туризма в РК влияют несколько факторов. Во-первых, это операционная модель самих турагентств, которые привыкли работать в ручном формате, либо те, кто строит бизнес, системно используют различные решения по автоматизации от GDS (системы бронирования). У турагентств в зависимости от сегмента – авиаагентства, чартеродержатели, агентства, работающие на выезд, илиинкаминговые туроператоры во въездном туризме, как правило, очень ограниченные кадровые и финансовые ресурсы, что не позволяет им работать, используя современные каналы продвижения, создавать платформы, мобильные приложения для бронирования билетов и отелей.

«Мы на своем опыте убедились, насколько это сложный процесс – запустить платформу по бронированию краткосрочной аренды жилья – и сколько технических и финансовых трудностей возникает при этом», – отмечает Асылбек Кошкаров.

Во-вторых, возраст и привычки клиентов. Клиенты от 25 до 35 лет сами покупают билеты, бронируют отели и планируют путешествие, а путешественники более старшего поколения не доверяют сервисам, им проще купить билет или забронировать гостиницу через турагентство, чем оплачивать банковской картой, используя онлайн-сервисы. Те, кто младше, еще практически не путешествуют самостоятельно, вне организованных групп, или не могут себе позволить затраты, потому нет стабильных источников доходов. В-третьих, отсутствие интегрированных онлайн-продуктов, доступных в интернете. По словам Асылбека Кошкарова, казахстанские туристские сервисы, к сожалению, не предоставляют все услуги на одной платформе, через одну систему, и путешественник вынужден бронировать на одном сервисе билеты, на другом – автомобиль, на третьем – отель/гостиницу, что создает дополнительные сложности и неудобства. Создание единой платформы сделало бы процесс более легким и комфортным для пользователей, сэкономив их время.

Перебороть существующую ситуацию и увеличить долю онлайн-туризма, по мнению Асылбека Кошкарова, можно несколькими способами.

«В качестве некого драйвера роста онлайн-туризма могут выступить несколько факторов. Первый – рост грамотности среди населения в вопросах онлайн-бронирования. Стремительное распространение банковских карточек и мобильных приложений банков доказывает, что казахстанцы открыты к технологическим новинкам, и в случае, если будет хороший продукт, отвечающий их потребностям, они легко перейдут на новую платформу. Большую роль играет и переход самих агентств из офлайн-модели в онлайн-модель. Наконец, вопрос поколений. Рост поколения Z и превращение их в путешественников однозначно заставит рынок идти в сторону онлайн-технологий», – подытожил он.

Как видно из краткого обзора, рынок онлайн-туризма в Казахстане обречен на рост. Несмотря на нынешние трудности, будущее за онлайн-туризмом и теми игроками, которые смогут предложить удобные сервисы и решения для путешественников.

Автор: Еркин Тикенов, директор по развитию бизнеса Pillowz.kz

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

онлайн-туризм

04.06.2019 • 08:30 3149

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Онлайн-туризм в Казахстане: когда его доля начнет расти?
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика