USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.16$
-0.150
BTC
99182.60$
+1138.700

Ретейл: рынок консолидируется, слабые одиночки уйдут

Лидерство на рынке определяют компетенции персонала и компьютерные технологии

Share
Share
Share
Tweet
Share
Ретейл: рынок консолидируется, слабые одиночки уйдут- Kapital.kz

Яков Фишман, коммерческий директор торговой сети Magnum:

- По данным глобальной исследовательской компании Nielsen, в 2018 году индекс потребительского доверия в Казахстане вырос. Казахстанцы уверены в будущем больше, чем жители Украины или России, но немного меньше, чем жители Европы. Рост индекса - это хороший тренд. Он показывает, что люди научились жить в условиях новой парадигмы, перестали мыслить категорией доллара.

У казахстанцев сформировался иммунитет к колебаниям валютного курса. Они привыкли к тому, что доходы и расходы у них в тенге, и даже начинают тратить немного больше, а потребление - это драйвер экономики.

На долю крупных торговых сетей в Казахстане приходится не больше 35-40% розничных продаж. Для нас это хорошо, поскольку есть потенциал для роста. Также это хорошее поле для развития официальной розницы в целом.

Мы платим все налоги и при этом держим низкие цены, особенно на социально значимые товары - в этом наша социальная функция. Когда Magnum появляется в новом регионе, официальная статистика фиксирует там снижение розничных цен в целом.

На рынке ритейла началась консолидация торговых сетей и дистрибьюторов, этот процесс будет продолжаться и в будущем. Слабые игроки будут уходить, сильные станут сильнее. Думаю, в ближайшее время на рынке останутся 3-4 крупных игрока. Это касается как дистрибьюторов, так и ритейлеров.

Вопрос лидерства - прежде всего вопрос компетенции команды и использования технологий.Я уверен, что в ближайшее время ритейл не сможет жить без искусственного интеллекта и машинного обучения.

Евгений Курганский, директор Apple City Distributors

На мой взгляд, в 2018 году розница стала понимать, что время ретробонусов прошло. Розница смотрит свою маржинальность как во фронт-марже, так и в бэк-марже и в оборачиваемости продуктов и согласовывает с партнерами общие цели. Торговые сети перестают воспринимать производителей и дистрибьюторов как врагов, из которых надо выжать максимальную скидку.

Участники рынка смотрят в будущее как партнеры, понимая, что бизнес усложнился. Чтобы бороться за покупателя, надо быть все большим профессионалом. Кто не понимает важность интеллекта, анализа данных, расчетов и технологий, будут с рынка пропадать. Готовые к переменам будут побеждать даже на стагнирующем рынке.

Наступила новая экономическая реальность, которую неправильно называть кризисом. Изменилась парадигма покупательского поведения. У людей независимо от степени достатка появилась модель промоповедения, когда в первую очередь изучаются товары, предлагаемые со скидками. Это бьет по маржинальности и ретейлеров, и дистрибьюторов. И эта модель уже не откатится назад.

С одной стороны, промоэскалация это хороший инструмент мотивировать покупателя брать продукт. Но важно понимать грань, за которой углубление промоэскалации приводит к ухудшению бизнес-модели. Например, в России 80-90% стиральных средств продается только по промо. Соответственно категория сильно просаживается в деньгах.

Для нашей компании год выдался сложным. Люди переключаются на более доступные товары и бренды, желая экономить, не теряя в качестве, и это вызов для всего рынка.

Еще одна проблема – серьезный кадровый голод на рынке даже в Астане и Алматы.Мы начинаем рассматривать повышение зарплат, делаем это очень системно. В планах нашей компании - делать очень серьезный фокус на людях. У дистрибьюторских команд главный актив – не бренды, ими мы не владеем, а люди и технологии. Поэтому основные инвестиции мы будем делать в людей и IT-технологии.

В будущем году рынок будет продолжать консолидироваться. Крупные игроки будут поглощать мелких. За консолидацией последует ценовое давление на производителей и дистрибьюторов. Неэффективный бизнес будет отмирать, но это оздоравливает рынок, потому что эффективность снижает цены и улучшает сервис.

Анна Пацюк, ретейл-консультант «Розница.kz», консультант торговой сети «Наш Маркет»

В сегменте ретейла заметна тенденция к укреплению формата «магазин у дома». В Астане, например, в этом формате работают порядка 2500 магазинов. Их оборотпревышает обороты сетевых игроков.

Казахстанский ретейл заметил этот формат и стал с ним активно работать. Он удобен, это экономия времени для клиентов, обусловленная близостью к дому. Крупные торговыекомпании пока предпочитают расширять сеть фирменных экспресс-магазинов. Но механизмы существуют разные, к примеру, сеть «Наш Маркет» расширяется, вовлекая разные магазины. Рынок трансформируется, одиночки исчезнут. Либо они войдут в сети как партнеры, либо не выдержат конкуренцию рядом с сетевыми игроками.

Еще один тренд будущего, звучащий пока неярко, – маркетинг отношений становится более весомым инструментом конкуренции, чем цены. Предложения на рынке, как правило, схожие, продукты одни и те же, поэтому маркетинг отношений с интересными акциями, программами лояльности, работа с эмоциями клиентов – главный тренд будущего года.

В этом году мы презентовали первую и единственную на данный момент в Казахстане франшизу продуктовых магазинов. Пока что у нас франчайзи только в Астане, но в следующем году планируем развитие по всему Казахстану.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.