КНБ уступает натиску иностранных туристов
АВТОР

02.11.2018 • 08:30 3944

Выбор редакции

КНБ уступает натиску иностранных туристов

К 2023 году в стране ждут 3 млн путешественников

До конца текущего года в Казахстане будет полностью пересмотрен подход к управлению туризмом. Либерализация коснется не только внутренних «правил пользования», но и приведет к смягчению визового режима. В Алматы прошли общественные слушания по поводу грядущих перемен.

Сборы теперь будут по закону

Не нами подмечено, что символом туризма в Казахстане давно стали шлагбаум и приставленный к нему взиматель мзды. Как формируются тарифы, куда тратятся собираемые средства, лучше спросить у волонтеров, регулярно очищающих природные ландшафты страны от мусора.

Отчасти этот феномен нашел объяснение в выступлении Гульнары Курбанбаевой, руководителя группы по разработке законопроекта по вопросам туристической отрасли. Оказывается, закон о турдеятельности, принятый еще в 2001 году, отличается «путаницей в терминологии и определениях». Что и позволяет каждому «администратору природных ресурсов» весьма вольно трактовать широкий круг вопросов, от тарифов до собственной ответственности.

По словам Гульнары Курбанбаевой, в новом законе о туристической деятельности все эти недостатки устранены. Закон переписан радикально, изменения внесены в 18 статей, добавлены 4 новые. Помимо этого, предложены 69 поправок в 8 кодексов и 8 законов. Законопроекты переданы в парламент, ожидается, что до нового года они будут переданы на подпись президенту.

Драйвером туризма выбраны 10 дестинаций

Дестинация — новомодный термин, заменивший в сфере туризма слово кластер, не оправдавшее возлагавшихся на него надежд. Что не поменяло сути: дестинация — это территория, включающая в себя центр притяжения туристов, развивающаяся за счет этого интереса сама и выделяющая ресурсы на инфраструктуру.

В Казахстане принято решение развивать туризм на основе 10 главных дестинаций. Это озера Алаколь и Балхаш, горы близ Алматы, курортные зоны Щучинско-Боровская, Баянаульская и Имантау-Шалкарская, Чарын, город Туркестан, пляжи Мангистау и Астана. Развитие этих зон будет происходить под патронажем государства. Принципы этой поддержки прописаны в государственной программе поддержки туристической отрасли. Еще 50 дестинаций рангом поменьше станут ответственностью местных органов исполнительной власти.

Туризм может заработать 8% ВВП

Общие принципы программы по развитию внутреннего и въездного туризма представил Еркебулан Хасенов, координатор штаба по ее разработке. Сейчас туризм приносит всего 1,5% ВВП страны. Программа строилась исходя из ожидания, что к 2025 году его доля повысится до 8%, а это в два раза больше текущего показателя сельского хозяйства.

Для этого вводится понятие приоритетной туристической территории (ПТТ), туристический аналог свободной экономической зоны. Управлять каждой ПТТ будет специальная управляющая компания в составе представителей KazakhTourism, местных исполнительных органов и нацпарков.

Управляющие компании будут наделены правом резервирования и распределения свободных земельных участков. Вся необходимая инфраструктура будет строиться за государственный счет.

Предпринимателей заинтересуют налоговыми льготами

По словам Еркебулана Хасенова, реализация программы требует 1,5 трлн тенге. Треть из них вложит государство. Что обеспечит встречное движение со стороны частного капитала?

Ожидается, что правительство страны будет рассматривать туризм как отдельное приоритетное направление, для развития которого предусмотрит поддержку частной инициативы в размере 1 трлн тенге. Средства будут выделяться в виде кредитов на срок до 25 лет под 14%, причем половина ставки будет субсидироваться государством.

В части дополнительных преференций предполагается освобождение от КПН, земельного и имущественного налогов для проектов, развиваемых на территории ТПП. Главным условием называется инвестирование суммы не менее 200 тыс. МРП. Также рассматривается освобождение от таможенных пошлин и НДС на ввоз импортного оборудования. «По нашим оценкам, бюджетные потери от недополученных налогов в течение 5 лет составят 25 млрд тенге, а положительный эффект составит порядка 600 млрд тенге в виде привлеченных инвестиций», — заявил Еркебулан Хасенов.

Разработано много мер, призванных стимулировать граждан к путешествиям внутри страны. Это регулирование цен на авиатопливо, развитие малой авиации, реконструкция дорог и обновление автопарка, субсидирование стоимости перевозки детей, введение турсертификатов. «При субсидировании туристических поездок 50 тыс. семейв объеме 5,7 млрд тенге, в экономику страны поступят свыше 18 млрд тенге», — уверен Еркебулан Хасенов. По его словам, предложенная стратегия позволит к 2030 году увеличить поток туристов внутри Казахстана до 12 млн человек (сейчас это 3 млн).

Въездной туризм станет безвизовым

В области международного туризма Казахстан конкурирует за потоки, которые уже успешно осваивают Кыргызстан, Узбекистан, Азербайджан и Грузия. Главная причина — бескомпромиссный визовый режим, поддерживаемый Казахстаном.

По словам Ильи Савина, международного консультанта, КНБ не против мер либерализации визового режима. Но прежде он должен отработать схему получения данных об авиапассажирах от перевозчиков, а также информации обо всех постояльцах гостиниц от их администраций.

Также обсуждается безвизовый режим для стран Ближнего Востока, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Вьетнама. Еще одна мера — разрешить транзитным пассажирам пребывание в стране до 120 часов. Кроме того, предусматривается гуманизация наказаний за нарушения визового режима, подразумевающих введение полных санкций против нарушителя в случае третьего нарушения.

Нам нужен новый бренд

О формировании странового туристического бренда рассказал Кайрат Садвакасов, заместитель председателя правления АО «НК «Kazakh Tourism». По его словам, мир переживает бум эмпирического туризма и отказ от привычных традиционных дестинаций в пользу новых, в том числе и расположенных в Азии.

Пока бренд не сформирован, однако решено, что он будет отражать концепцию «4-e»: eco-tourism, ethno-tourism, entertainment и events. Сформировать главный бренд помогут традиционные казахстанские суббренды: Шелковый путь, Казахстан — родина яблок и тюльпанов, Алтай — родина цивилизаций, Казахстан — место первого одомашнения лошади. Презентация бренда запланирована на начало декабря текущего года.

Разработчики программы развития туризма полагают, что к 2023 году общее число иностранных туристов в страну составит более 3 млн человек. Туристы из России составят порядка 1, 2 млн человек (показатель 2017 года — 750 тыс.), из Индии и Китая — 1,15 млн (2017 год — 142 тыс.), из стран Ближнего Востока — 531 тыс. (21 тыс.), из стран Западной Европы и Северной Америки — 350 тыс. (215 тыс.).

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

развитие туризма КНБ РК въездной туризм eco-tourism АО «НК «Kazakh Tourism»

02.11.2018 • 08:30 3944

Поделиться
КНБ уступает натиску иностранных туристов
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus