Всемирный экономический форум (ВЭФ) выпустил традиционный отчет по Глобальному индексу конкурентоспособности (ГИК) за 2018 год. Казахстан в нем занял 59-е место, в 2017 году республика была на 57-й строчке, в 2016 — на 53-й.
Из 12 факторов конкурентоспособности улучшение произошло по пяти, снижение — по четырем факторам и по трем факторам позиции не изменились. Из 98 индикаторов улучшение произошло по 50 индикаторам, ухудшение — по 34 индикаторам и по 14 индикаторам изменений нет.
По данным Министерства национальной экономики Казахстана, конкурентными преимуществами республики являются рынок труда — 30-е место (улучшение на 3 позиции) — и динамичность бизнеса — 37-е место (ухудшение на 2 позиции).
Согласно оценке ВЭФ, конкурентоспособность Казахстана находится на среднем уровне по таким факторам, как «ИКТ» — 44-е место, «размер рынка» — 45-е место, «образование и навыки» — 57-е место, «рынок товаров» — 57-е место, «институты» — 61-е место, «макроэкономическая стабильность» — 62-е место — и «инфраструктура» — 69-е место.
Слабыми позициями Казахстана определены факторы «финансовая система» — 100-е место, «здоровье» — 97-е место — и «инновационный потенциал» — 87-е место. Наибольшее снижение отмечается по двум факторам: «образование и навыки» (57-е место, минус 5 позиций) и «здоровье» (9-е место, минус 3 позиции).
В 2018 году методология ГИК была изменена. В соответствии с новой методологией ГИК 4.0 основной упор делается на статистических индикаторах.
О том, почему Казахстан из года в год падает в рейтинге конкурентоспособности, «Капитал.kz» поговорил с директором Центра стратегических инициатив (CSI) Бахытжаном Саркеевым. Именно CSI помогал ВЭФ с получением данных для осуществления замеров по Казахстану.
- Бахытжан, в чем вы видите слабые стороны, что реально мешает конкурентоспособности казахстанской экономики?
— Рейтинг ГИК хорош тем, что он оценивает конкурентоспособность экономики через широкий перечень факторов, охватывающих все сферы социально-экономической жизни, это и институты, и вопросы образования и здравоохранения, состояние инфраструктуры, финансовый сектор, развитие бизнеса и инноваций.
Таким образом, на конкурентоспособность страны влияют разные факторы и индикаторы. Если посмотрим на результаты этого года, то мы можем увидеть, что нашей конкурентоспособности мешают проблемы в финансовом секторе, например, низкий объем кредитования экономики и недоступность кредитов для малого и среднего бизнеса.
Также неразвитость инновационной среды, высокий уровень инфляции, низкое качество дорог и, конечно же, проблемы в судебной и правоохранительной системе, а также наличие коррупции.
- Насколько вы считаете сам рейтинг объективным с точки зрения реальной оценки экономики той или иной страны?
— Абсолютно объективных рейтингов не бывает, так как они базируются на различных мнениях, допущениях, примерных оценках. До прошлого года возникало много вопросов и по объективности рейтинга ГИК, так как он строился в основном на результатах опроса руководителей компаний.
С этого года рейтинг считается по-новому. В соответствии с новой методологией ГИК увеличился удельный вес статистических индикаторов с 30% до 70%, а удельный вес опросных составляет 30%, каждый фактор имеет одинаковый вес (8,3%).
До этого в зависимости от уровня развития страны каждый фактор имел разный вес. Количество индикаторов сократилось со 114 до 98, из которых около 70% являются абсолютно новыми. Измерение ГИК перешло с 7-балльной шкалы на 100-балльную шкалу оценки.
Да, можно сказать, что рейтинг стал объективнее. Согласно отчету текущего года, первые места занимают развитые страны, такие как США, Германия, Швейцария, Япония, Сингапур. Далее идут все остальные развитые и скандинавские страны. В топ-списке также новые индустриальные страны, такие как Южная Корея, Малайзия, Тайвань, Китай. Потом идут страны Восточной Европы, в том числе постсоветские страны, такие как Эстония, Литва, Латвия. Потом развивающиеся страны, и в конце списка — страны Африки. Казахстан в этом списке занял среднюю позицию (59-е место), что в принципе соответствует текущему состоянию экономики страны.
Складывается такое впечатление, что рейтинг этого года составлялся четко по уровню экономического развития стран. Поэтому рейтинг ГИК с учетом изменений методологии в этом году стал более объективным и отражает реальный уровень и состояние экономики страны.
- Насколько другие постсоветские республики показывают прогресс в этом рейтинге и кому и по каким параметрам среди бывших советских республик уступает Казахстан?
— Казахстан среди стран СНГ занимает второе место после России, которая находится на 43-м месте. Такое место Россией достигнуто благодаря таким факторам, как размер рынка (6-е место), ИКТ (25-е место) и инновации (36-е место).
Достаточно хорошие позиции у РФ и по таким факторам, как «образование и навыки» (50-е место), «инфраструктура и динамичность бизнеса» (51-е место). Следом за Казахстаном в рейтинге расположилась Грузия, которая занимает 66-е место. Вместе с тем у Грузии по ряду факторов лучшие позиции, чем у нас. В частности, по институтам — 40-е место (выше Казахстана на 21 позицию), по здоровью — 80-е (выше на 17 позиций) и по образованию — 45-е место (выше на 12 позиций).
Это все говорит о том, что нам нужно активно работать по нашим слабым позициям, а для этого изучать и опыт наших партнеров по СНГ.
- Чем Казахстану может грозить падение показателей в рейтинге конкурентоспособности, будет ли это отпугивать инвесторов?
— Да, можно сказать, что падение показателей в рейтинге будет отпугивать инвесторов. Прежде чем прийти в страну, они собирают информацию по всем направлениям ее развития.
А рейтинг ГИК дает полную информацию, то есть на его основе потенциальные инвесторы могут получить информацию о том, насколько у нас соблюдаются права собственности, об уровне коррупции, состоянии дорог, качестве и подготовленности местных трудовых ресурсов, состоянии трудового законодательства, уровне конкуренции на рынке и состоянии финансовой системы.
- Какова может быть корреляция этого рейтинга с проблемами в казахстанской экономике и замедлением темпов роста ВВП?
— Взаимосвязь этого рейтинга с состоянием экономики прямая. В рейтинге ГИК имеется отдельный фактор, который называется «Макроэкономическая стабильность». Ухудшение макроэкономической ситуации явилось одной из причин снижения рейтинга в последние годы.
В частности, снижение курса российского рубля в 2015 году, снижение цен на нефть в 2016—2017 годах, замедление темпов роста ВВП в предыдущие годы и последовавшее за этими событиями повышение курса доллара и инфляции в стране — все это сказалось на ухудшении макроэкономической ситуации и, соответственно, на снижении рейтинга в ГИК с 2015 по 2017 годы.
- Какова роль вашей организации в предоставлении данных ВЭФ о ситуации в казахстанской экономике?
— Мы являемся национальными партнерами ВЭФ в Казахстане. Наша роль заключается в проведении опроса руководителей компаний. Кроме того, мы объясняем методологию оценки по ГИК ВЭФ для правительства и организаций, которые обращаются к нам, а также проводим разъяснение результатов рейтинга для госорганов, СМИ и общественности.
- А что делает правительство, учитывая понижение места в рейтинге?
— Мое мнение: рейтинги нужны не для имиджа. Мы их должны рассматривать как информационно-аналитический инструмент, который позволяет нам увидеть наши слабые и сильные стороны. По итогам анализа результатов правительство принимает план мер по улучшению индикаторов, в котором за каждым госорганом закреплены конкретные мероприятия.