В январе-мае текущего года казахстанцы купили 20 тыс. 620 новых легковых автомобилей на сумму 165,2 млрд тенге. Средняя стоимость автомобиля в мае составила 8 млн 875 тыс. тенге и в сравнении с январем выросла на 14% (+ 1 млн 89 тыс. тенге). Средняя цена легкового автомобиля отечественного производства составила 5 млн 374 тыс. тенге (+20,4%, или 911 тыс. к январскому показателю). Об этом центру деловой информации Kapital.kz сообщили в пресс-службе Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром».
"Основная причина повышения средней стоимости кроется в изменении структуры поставок автомобилей и машинокомплектов и лишь отчасти обусловлена ростом отпускных цен", — говорится в сообщении «КазАвтоПрома».
С начала года наибольший рост отпускной цены зафиксирован на Hyundai Accent (+6%, или 450 тыс. тенге), Ravon R4 (+6%; +200 тыс. тенге) и Toyota Camry (+4%; +485 тыс. тенге). Неизменной осталась стоимость Lada Granta и Toyota RAV 4.
Наибольшее снижение стоимости базовой комплектации продемонстрировали Hyundai Tucson (-7%, или 650 тыс. тенге), Hyundai Elantra (-4%; 250 тыс. тенге) и Lada 4x4 (-2%; 75 тыс. тенге).
В сравнении с январскими продажами в мае зафиксировано сокращение доли бюджетного сегмента и, наоборот, увеличение сегмента дорогих автомобилей. Так, сбыт автомобилей стоимостью менее 3,5 млн тенге сократился с 28,7% до 13,5%. Более четверти авторынка в мае составили автомобили в ценовой категории от 5 млн до 7 млн тенге (28,7%), тогда как в январе этот показатель равнялся 15,8%. Сегмент автомобилей бизнес-класса (10−15 млн тенге) также продемонстрировал рост с 7,9% до 20,5%.
Изменение структуры продаж вызвано нехваткой популярных моделей бюджетного сегмента. При этом рост сбыта в сегменте бизнес-класса связан с внедрением новых кредитных программ.
В сумме по итогам 5 месяцев этого года наиболее востребованными на казахстанском рынке остаются модели стоимостью менее 3,5 млн тенге — на их долю пришлось 20,9% сбыта (4302 единицы). Чуть меньший объем продаж (20,4%; 4208 единиц) составили автомобили средней ценовой категории — от 5 млн до 7 млн тенге. Более 19,6% покупателей сделали выбор в пользу автомашин стоимостью от 3,5 млн до 5 млн тенге (4047 единиц).
16,6% приобретений совершено в ценовом диапазоне от 7 млн до 10 млн тенге (3413 ед.). Сегменты бизнес- (10−15 млн тенге) и премиум-класса (свыше 15 млн тенге) заняли соответственно 12,6% (2597 ед.) и 10% (2053 ед.) рынка первичных продаж.
Рейтинг наиболее доступных легковых моделей по итогам января-мая поделили автомобили казахстанского и импортного производства. Лидером ценовой привлекательности стала Lada Granta, стоимость которой стартует от 2,59 млн тенге. В топ-10 самых доступных авто вошли также Ravon R2 (2,78 млн тенге), Ravon Nexia (2,8 млн тенге), Lada 4x4 (3,11 млн тенге), Ravon R4 (3,25 млн тенге), Lada Kalina (3,34 млн тенге), Renault Logan (3,55 млн тенге), Ravon Gentra (3,73 млн тенге), Lada Vesta (3,79 млн тенге) и Lada 4×4 pickup (3,86 млн тенге).
«Спрос на автомобильном рынке Казахстана восстанавливается быстрее ожиданий участников отрасли. Этим вызвана нехватка наиболее востребованных моделей бюджетного сегмента. Отсюда смещение структуры сбыта вверх по ценовой шкале. Но даже на фоне этой временной диспропорции — в фокусе потребительских предпочтений остаются модели, предлагаемые локальными производителями: средняя стоимость автомобиля казахстанской сборки почти на 40% доступнее среднерыночного ценника. Половина рейтинга моделей-лидеров ценовой привлекательности представлена линейкой казавтопрома», — прокомментировал итоги пяти месяцев председатель совета директоров «КазАвтоПрома» Олег Алфёров.
.