Международная специализированная выставка ЭКСПО-2017 дала мощный импульс развитию туризма в Астане и Акмолинской области. Об этом заявил заместитель акима Астаны Ермек Аманшаев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Все достигнутые показатели улучшения являются прекрасным наследием ЭКСПО и подталкивают нас на дальнейшее развитие сферы туризма. На данный момент совместно с иностранными консультантами разработана стратегия развития туризма Астаны до 2020 года. И мы очень надеемся, что данная стратегия выведет туризм в городе на абсолютно новый уровень. Благодаря ЭКСПО инфраструктура Астаны готова для принятия туристов любого уровня», — сообщил он в ходе собрания на тему «ЭКСПО-2017 — новый импульс развития туризма в Казахстане».
При этом Ермек Аманшаев отметил, что за время проведения выставки сумма налоговых поступлений от ресторанов, кафе и гостиниц увеличилась в 3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Спрос на услуги туроператоров по сравнению с прошлым годом возрос на 78%, заполняемость гостиниц увеличилась в 3 раза. Посещаемость торгово-развлекательных центров увеличилась в 2 раза, было проведено более 500 мероприятий, приуроченных к ЭКСПО. Кроме того, в течение 96 дней участники 115 стран и 18 международных организаций продемонстрировали в своих павильонах технологические достижения и инновационные разработки для казахстанцев и туристов со всего мира.
«Конечно, такие мероприятия создают в том числе привлекательную деловую репутацию города и делают город местом притяжения для туристов со всего мира», — отметил спикер.
Помимо этого, ЭКСПО простимулировала значительно увеличение фонда гостиничных мест. Если в прошлом году в Астане действовало 165 гостиниц, то сегодня функционирует 201.
«Для облегченного въезда зарубежных гостей был введен безвизовый режим для 48 стран. Также был введен режим „открытого неба“. В результате активизации этих регламентов со дня открытия выставки в Астану прибыло порядка 5 млн 4 тыс. человек, из них около 2,5 млн прибыло посетить ЭКСПО. К моменту начала работы ЭКСПО был запущен новый, оснащенный по последнему слову техники вокзал „Нурлы жол“, который становится еще одним ярким символом современной Астаны. Также был открыт новый терминал аэропорта для международных рейсов. С 10 июня по 10 сентября авиасообщением в Астану прибыло 725 тыс. человек, из них почти 280 тыс. — международными рейсами», — сообщил заместитель акима.
Между тем участники собрания обсудили дальнейшее туристическое развитие страны. В частности, председатель Комитета индустрии туризма министерства культуры и спорта Майнюра Мурзамадиева рассказала о развитии такого турнаправления как экскурсии по священным местам. При этом вице-президент АО «НК «Казах туризм» Тимур Дуйсенгалиев подчеркнул, что следует обеспечить 8% доли туризма в ВВП страны.
«Миссия нашей компании заключается в том, чтобы мы оказывали поддержку в обеспечении доступности туристических ресурсов по Казахстану, эффективно продвигать бренд „туризм Казахстана“ и вносить вклад в привлечение инвестиций в индустрию. Основные принципы — это установление баланса между государственными интересами и органами по туризму, обеспечение прозрачности и предоставления услуг, обеспечение всестороннего подхода для достижения установленной цели», — уточнил Тимур Дуйсенгалиев.
Вице-президент компании рассказал и об основных турпродуктах, которые помогут Казахстану повысить туристический потенциал. По его мнению, большое внимание необходимо уделять этно- и экотуризму, а также развлекательным программам. При этом планируется сделать акцент на историческом прошлом страны, на экономических и политических достижениях.
«Казахстан — один из самых активных игроков на евразийском пространстве. Алтай является колыбелью цивилизации, это исторический факт. Потому что начиная с Алтая очень много маршрутов проходят и на запад, и на восток. И сейчас корейцы, японцы, граждане Турции приходят к мнению о том, что Алтай является колыбелью всего человечества. Нам надо будет обратить особое внимание на эти факты. Кроме того, есть еще один из брендов — Almaty Fest. В следующем году мы планируем организовать такое международное событие, для того чтобы, во-первых, улучшить имидж Казахстана и, что является самым главным, дать импульс для развития нашей продукции. Потому что все знают, что Казахстан является родиной яблок, но в то же самое время мы знаем, что уже не являемся основным производителем яблок. И чтобы улучшить данную ситуацию, нарастить потенциал по производству яблок, мы хотим разработать соответствующий бренд», — озвучил планы Тимур Дуйсенгалиев.
Отметим, что в ближайших планах компании «Казах туризм» — обеспечить долю туризма в ВВП страны до 5,5% до 2023 года, а также увеличить число внутренних туристов до 12 млн, число зарубежных туристов — до 5,5 млн. При этом, по словам представителя компании, в первую очередь планируется привлекать туристов из России и Китая.
«Вторая группа — это европейские государства, Индия и Иран. Третья группа — это государства юго-востока и Юго-Восточной Азии. Для нас было сюрпризом услышать, что даже граждане Вьетнама хотят посещать нашу страну, потому что средний класс Вьетнама очень быстро развивается. Основная туристическая продукция — экотуризм, национальные парки, деревни, исторические культурные памятники, небольшие озера, у нас есть планы создать проект на Каспийском море», — пояснил спикер свою идею.
По словам Тимура Дуйсенгалиева, в первую очередь планируется «раскручивать» места, которые уже пользуются достаточным спросом у туристов. И в первую очередь Алматы и Алматинскую область, а также города Шёлкового пути.
«То есть это тот участок (Шелкового пути. — Ред.), который проходит от китайской границы, Хоргоса до Туркестана. То есть это достаточно популярный маршрут, и он уже известен в мире. Тема Шелкового пути — это, в принципе, тот бренд, который мы сегодня можем развивать как бренд со стороны Казахстана. Безусловным ресурсом являются наши национальные парки, у нас 12 нацпарков, они все представляют большой интерес для зарубежных гостей, и прежде всего европейских и китайских. Однако большую сложность здесь представляет то, что самые привлекательные нацпарки находятся вдоль границ. То есть к ограничительным мерам самих парков добавляются меры пограничного контроля. Это тоже мешает развитию туризма», — озвучил свои данные спикер, добавив, что в дальнейшем «Казах туризм» намерен переформатировать систему управления нацпарками, как это было сделано в свое время в Европе, а также Армении и Грузии.
«То есть там созданы нацагентства по регулированию особо охраняемых территорий, и внутри этих агентств как раз таки предусматривается развитие „цивилизованного туризма“. Вообще, нацпарки создаются, для того чтобы с помощью туризма обеспечивать сохранение этой уникальной биосистемы. И мы уже принимаем ряд шагов, проводим консультации и с бизнесом, и с Минсельхозом. То есть наша задача сделать парки доступными, а сервис достаточным. И одновременно все это должно сочетаться с принципами устойчивости», — проинформировал вице-президент компании.
Для обеспечения туристического потока в живописные, но на сегодня труднодоступные в плане дорог места «Казах туризм» ведет переговоры с Комитетом гражданской авиации.
«Для того же Алтая это очень критичный вопрос. Полететь в Усть-Каменогорск и потом 300 км трястись до Катон-Карагая в общем-то по плохой дороге, в плохой машине — это тяжело. И, соответственно, если нам в Улкен Нарыне (село в Катон-Карагайском районе ВКО) удастся возродить аэродром, чтобы туда могла садиться легкая авиация, это будет большой шаг. И эту систему мы хотим развить по всему Казахстану, чтобы легко можно было достичь той точки, которая тебе интересна», — поделился планами Тимур Дуйсенгалиев.
Помимо этого, как заключил спикер, «Казах туризм» станет «единым окном» для привлечения инвестиций в сфере туризма.