На заседании правительства были названы причины и обсуждены все подводные камни ситуации на бензиновом рынке. Тон задал премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Обращаясь к министру энергетики Канату Бозумбаеву он указал на то, что за неделю не удалось разрешить топливный вопрос в стране, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Несмотря на то, что на прошлом заседании правительства вы обещали решить все проблемы, ситуация по ГСМ осталась на том же уровне — она не стабилизировалась. Как это долго будет продолжаться?» — спросил премьер-министр.
Начав отвечать глава Минэнерго отметил, что совокупные запасы бензина АИ-92 по состоянию на 1 июня 2017 года составляли 292 тыс. тонн. В период повышенного потребления — это отпускной период, внутренний туризм, проведение ЭКСПО и так далее, запасы бензина АИ-92 и АИ-93 снизились на 140 тыс. тонн, что покрывало потребность на 15 дней. Средняя цена на этот бензин составляла 135 тенге за литр, в октябре она повысилась на 11% до 155 тенге.
«При этом доля импорта увеличилась с 15% до 30% в сентябре, и до 40% по нашим прогнозам она должна вырасти в октябре. Причины подорожания? Я сразу хочу сказать, что слово „дефицит“ у нас здесь используют не совсем правильно. Дефицита в стране нет…» — заявил Канат Бозумбаев, однако был прерван Бакытжаном Сагинтаевым.
«Канат Алдабергенович, я вас перебью: если в стране нет дефицита, откуда в стране очереди тогда?! Народ же не поймет, очереди кругом…» — сказал Бакытжан Сагинтаев.
«Я попытаюсь объяснить — в стране на вчерашний день 138 тыс. тонн бензина АИ-92 в регионах и на нефтебазах и в пути, безусловно, имеются. А цена поднялась, потому что увеличилась доля дорогого российского бензина. Летом вообще произошло снижение импорта бензина из Российской Федерации из-за увеличения цены на границе России и Казахстана с 517 долларов до 573 долларов за тонну с одновременным изменением курса доллара за тот же период с 314 до 340 тенге. Если за 5 месяцев первых в этом году в среднем импортировалось 90 тыс. тонн, то летом импорт составил всего 35−50 тыс. тонн. В тенговом эквиваленте цена на границе выросла с 160 до 193 тенге за тонну, или на 22%», — объяснил Канат Бозумбаев.
Вторая причина дефицита, по его словам, это перенос сроков остановки на плановые профилактические работы Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ).
«Перенос срока состоялся с июня на конец сентября в соответствии с обращением АО «НК «КазМунайГаз». Поэтому выход двух заводов АНПЗ (Атырауский нефтеперерабатывающий завод. — Ред.) и ПНХЗ на ремонтно-профилактические работы в период сентябрь-октябрь повлиял на ситуацию. А перенос сроков ремонта на Павлодарском заводе был обусловлен срывом поставок необходимого оборудования для его модернизации», — пояснил глава Минэнерго.
Но это были еще не все причины возникшего топливного кризиса. Как пояснил Канат Бозумбаев, с учетом роста цены на бензин на границе с Россией (включая акцизы, НДС и транспортные расходы) текущая расчетная цена импортного топлива АИ-92 и АИ-93 складывается на уровне 150−155 тенге в зависимости от региона.
«Учитывая предыдущий опыт возбуждения административных дел в отношении отдельных сетей АЗС за рост розничных цен, интерпретируемый как согласованные действия или ценовой сговор, субъекты рынка из-за риска очередного административного штрафа не столь активно стали наращивать импорт более дорогого импортного продукта, что также привело к снижению предложения на внутреннем рынке. Кроме того, при проведении проверок АЗС со стороны Комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции (КРЕМиЗК) было требование — реализацию ранее приобретенных остатков делать по старой цене, а увеличение стоимости применять к новым партиям нефтепродуктов. Это приводило к тому, что отдельные сети продолжали держать более низкую цену, создавая очереди на АЗС. Например, реализация на „Синойл“ по 148 тенге привела к росту объемов продаж только по Алматы с 600 до 1,1 тыс. тонн в сутки. Это же демотивировало других участников рынка к завозу более дорогого импорта», — признался Канат Бозумбаев.
К тому же, по словам главы Минэнерго, в приграничных областях Казахстана цена бензина сложилась в 150−155 тенге за литр, тогда как на российском рынке — 200−220 тенге за литр, а в Кыргызстане — 190 тенге. Это также способствует увеличению потребления бензина за счет транзитного транспорта и населения приграничных регионов России и Кыргызстана.
«В сентябре нами были даны поручения ТОО „КазМунайГаз Онимдери“ и „КМГ-Трейдинг“ активизировать импорт ГСМ в объеме до 60 тыс. тонн. По предварительным данным, только частные операторы в сентябре завезли порядка 90 тыс. тонн АИ-92 в Казахстан», — заключил Канат Бозумбаев.
Более того, по словам Каната Бозумбаева, сейчас Минэнерго РК связалось с российскими поставщиками — «Роснефтью», «Лукойлом» и «Газпромом» и провело переговоры с руководителями этих организаций с просьбой оказать содействие в ускорении контрактования отгрузки нефтепродуктов.
В свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев заявил, что имеется три аспекта того, как можно влиять на внутренний рынок. Первый — это стабильная работа трех НПЗ.
«В ноябре завершается полностью модернизация двух заводов — ПНХЗ и АНПЗ, а это значит, что с 1 января 2018 года Казахстан будет обеспечен светлыми нефтепродуктами на 100%», — пообещал Сауат Мынбаев.
Другой вопрос — это цена топлива.
«Касательно импорта. У нас были согласованные планы импорта, но в сентябре нас КРЕМиЗК оштрафовал на 500 млн тенге. Мы занимаем, кстати, 15% рынка. Но нас обвинили в том, что мы находимся в сговоре с крупными участниками. При этом мы полагали, что нужно принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и по какой цене импортируется бензин из России. В России он стоит 37 рублей, или в пересчете — 220 тенге, поэтому у нас по 150 тенге никто не будет продавать, даже завозить этот бензин не станет. И мы, понятное дело, остановились. Остановились не только мы, но и все крупные сети. Вот оттуда и дефицит», — констатировал Сауат Мынбаев.
Однако он отметил, что сейчас министерство энергетики и антимонопольное ведомство подписали соглашение, согласно которому в цене можно учитывать российскую составляющую.
«С этого момента импорт пошел, и мы тоже пошли по импорту. По Астане у нас без ограничения отпускается бензин по талонам, по карточкам в размере 20 литров на одного потребителя. Но импорт уже подходит, и поэтому мы в Астане с 15 октября на своих заправках ограничения снимем. Мы сейчас импортируем по 155 тенге и меньше продавать не можем, иначе будем в убытках», — заверил глава КазМунайГаза.
Наконец Сауат Мынбаев поднял концептуальный вопрос цены на соседних рынках.
«Мы сегодня имеем открытые границы. Мы планировали и обсуждали, что с профицитом светлых нефтепродуктов со следующего года откроются экспортные рынки. Это означает возможный экспорт в Узбекистан и Кыргызстан. Если мы хотим иметь адекватную политику по цене, то она не может радикально отличаться от цен в соседних государствах, каковая сейчас разница — увы, у нас есть. Вопрос 100-процентного обеспечения нашего внутреннего рынка бензином — это вопрос экономической безопасности. Но это не вопрос цен. Цены должны находиться с соседними государствами приблизительно в одном коридоре», — заключил Сауат Мынбаев.