Казахстан увеличит импорт бензина из России. Об этом сегодня на пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций заявил вице-министр энергетики РК Асет Магауов, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«В связи с тем, что у нас достаточно жесткое законодательство в плане регулирования розничных цен, то есть любые одновременные поднятия на рынке могут интерпретироваться как ценовой сговор, часть компаний импортные поставки не произвели. Соответственно, у нас остатки, несмотря на импорт в сентябре в 90 тыс. тонн, продолжили снижение. Поэтому мы дополнительно в октябре провели совещания с компаниями с рекомендациями усилить импорт», — сообщил Асет Магауов.
Так, примерно 20 тыс. тонн бензина импортировать «Газпром-нефть», «КазМунайГаз» подписал контракт на 10 тыс. тонн. Кроме того, автозаправочные сети «Гелиос» и «Синоойл» обсуждают поставки по 20 тыс. тонн с заводов Уфимской группы. При этом, по словам спикера, Минэнерго находится постоянно на связи с коллегами из России.
«Планируем, что импорт в Казахстан минимально составит порядка 100 тыс. тонн», — отметил спикер.
Как пояснил вице-министр энергетики, чтобы снять опасения некоторых компаний министром энергетики совместно с министром национальной экономики 4 октября был подписан совместный протокол о том, что при проведении проверок розничных цен Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМиЗК) ценовой фактор, в частности, по цене на импортный бензин «будет приниматься как условие или фактор в равной степени влияющий на всех субъектов». То есть, если это был обоснованный импорт, то это не будет интерпретироваться как ценовой сговор.
«Потому что прецеденты у нас были по дизтопливу, когда в начале года КРЕМиЗК оштрафовал наши розничные сети на достаточно существенную сумму. И это повлияло на ограничение импорта», — признался Асет Магауов.
При этом вице-министр признал, что ситуация с АИ-92 на рынке возникла еще в сентябре. «Мы заранее эту ситуацию предвидели, потому что Атырауский НПЗ был на ремонте. Мы прогнозировали снижение производства по АИ-92. Кроме того, 20 сентября после капремонта Атырауского завода был начат ремонт Павлодарского нефтехимического завода. Откладывать ремонты на следующий год не было никаких оснований в связи с тем, что в рамках капитальных ремонтов завершается модернизация этих заводов. В частности, по Атыраускому заводу мы ожидаем, что с ноября производство вырастит до 75 тыс. тонн. В настоящий же момент, мы имеем порядка 50 тыс. тонн в месяц на Атырауском заводе. Мы уменьшили производство 95-го и 80-го бензинов и за счет этого нарастили до 14 тыс. тонн АИ-92 на АНПЗ», — рассказал Асет Магауов.
Что касается Шымкентского завода, то по словам вице-министра, в сентябре и октябре была увеличена его загрузка на 110 тыс. тонн. Поэтому порядка 40−50 тыс. тонн бензина Казахстан дополнительно получает каждый месяц.
«По Павлодарскому нефтехимическому заводу у нас тоже завершается этап модернизации. Сами непосредственно работы согласно графику капитального ремонта должны были провести летом этого года, но часть оборудования не была вовремя поставлена, в связи с чем было принято решение отложить эти работы на осенний период. Конечно, если бы летом мы завершили, то дополнительно с этого завода мы могли получить около 40−50 тыс. тонн бензина», — признал Асет Магауов.
Вместе с тем, как добавил вице-министр энергетики, был ограничен импорт бензина из Российской Федерации.
«В России произошел резкий рост цен, начиная с июня по сентябрь с 505 долларов до 560 долларов за тонну, параллельно с этим у нас происходила корректировка курса национальной валюты с 314 до 340 тенге. То есть, каждый из этих факторов в итоге сказался — рост цен на 8% на границе Казахстана и рост курса доллара тоже примерно на 8%. Таким образом, суммарно мы имели рост на уровне 16,5%. Вместе с тем, розничные цены на бензин в это время практически не повышались — как были 141 тенге и с небольшими корректировками дошли до 145 тенге», — охарактеризовал ситуацию Асет Магауов.
Как подчеркнул представитель Минэнерго, импорт в летние месяцы снизился до 30−40 тыс. тонн. Чтобы не допустить дальнейшего снижения Минэнерго вначале сентября были направлены письма в профильное ведомство России, а также компании «Роснефть», «Лукойл» и «Газпромнефть» с просьбой оказать содействие в дополнительных поставках в Казахстан.
«Кроме того, было проведено совещание в министерстве с нашими крупными импортерами — „Синоойл“, „КазМунайГаз“, „Гелиос“ с рекомендацией отработать со своими контрагентами в России. Сейчас мы с „КазМунайГазом“ создали группу, которая отслеживает статистику импорта, идущего с России, отслеживает ситуацию в регионах и уже в ручном порядке в тех регионах, где есть жесткий дефицит, координируются поставки с наших заводов», — заключил Асет Магауов.
Он проинформировал, что на прошлой недели в Казахстане наиболее критичная ситуация была по Алматы и Алматинской области, по Жамбылской области и Кызылорде.
«Были отправлены уведомления в адрес нефтеперерабатывающих заводов увеличить поставки в эти регионы. По Алматы и области запасы бензина выросли до 10 дней», — сказал Асет Магауов.