Бакытжан Сагинтаев: Если в стране нет дефицита бензина, откуда тогда очереди?!
АВТОР
ФОТОГРАФ

Вячеслав Батурин

10.10.2017 • 12:54 5578

Бакытжан Сагинтаев: Если в стране нет дефицита бензина, откуда тогда очереди?!

В правительстве досконально обсудили ситуацию на рынке ГСМ

На заседании правительства были названы причины и обсуждены все подводные камни ситуации на бензиновом рынке. Тон задал премьер-министр Бакытжан Сагинтаев. Обращаясь к министру энергетики Канату Бозумбаеву он указал на то, что за неделю не удалось разрешить топливный вопрос в стране, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

«Несмотря на то, что на прошлом заседании правительства вы обещали решить все проблемы, ситуация по ГСМ осталась на том же уровне — она не стабилизировалась. Как это долго будет продолжаться?» — спросил премьер-министр.

Начав отвечать глава Минэнерго отметил, что совокупные запасы бензина АИ-92 по состоянию на 1 июня 2017 года составляли 292 тыс. тонн. В период повышенного потребления — это отпускной период, внутренний туризм, проведение ЭКСПО и так далее, запасы бензина АИ-92 и АИ-93 снизились на 140 тыс. тонн, что покрывало потребность на 15 дней. Средняя цена на этот бензин составляла 135 тенге за литр, в октябре она повысилась на 11% до 155 тенге.

«При этом доля импорта увеличилась с 15% до 30% в сентябре, и до 40% по нашим прогнозам она должна вырасти в октябре. Причины подорожания? Я сразу хочу сказать, что слово „дефицит“ у нас здесь используют не совсем правильно. Дефицита в стране нет…» — заявил Канат Бозумбаев, однако был прерван Бакытжаном Сагинтаевым.

«Канат Алдабергенович, я вас перебью: если в стране нет дефицита, откуда в стране очереди тогда?! Народ же не поймет, очереди кругом…» — сказал Бакытжан Сагинтаев.

«Я попытаюсь объяснить — в стране на вчерашний день 138 тыс. тонн бензина АИ-92 в регионах и на нефтебазах и в пути, безусловно, имеются. А цена поднялась, потому что увеличилась доля дорогого российского бензина. Летом вообще произошло снижение импорта бензина из Российской Федерации из-за увеличения цены на границе России и Казахстана с 517 долларов до 573 долларов за тонну с одновременным изменением курса доллара за тот же период с 314 до 340 тенге. Если за 5 месяцев первых в этом году в среднем импортировалось 90 тыс. тонн, то летом импорт составил всего 35−50 тыс. тонн. В тенговом эквиваленте цена на границе выросла с 160 до 193 тенге за тонну, или на 22%», — объяснил Канат Бозумбаев.

Вторая причина дефицита, по его словам, это перенос сроков остановки на плановые профилактические работы Павлодарского нефтехимического завода (ПНХЗ).

«Перенос срока состоялся с июня на конец сентября в соответствии с обращением АО «НК «КазМунайГаз». Поэтому выход двух заводов АНПЗ (Атырауский нефтеперерабатывающий завод. — Ред.) и ПНХЗ на ремонтно-профилактические работы в период сентябрь-октябрь повлиял на ситуацию. А перенос сроков ремонта на Павлодарском заводе был обусловлен срывом поставок необходимого оборудования для его модернизации», — пояснил глава Минэнерго.

Но это были еще не все причины возникшего топливного кризиса. Как пояснил Канат Бозумбаев, с учетом роста цены на бензин на границе с Россией (включая акцизы, НДС и транспортные расходы) текущая расчетная цена импортного топлива АИ-92 и АИ-93 складывается на уровне 150−155 тенге в зависимости от региона.

«Учитывая предыдущий опыт возбуждения административных дел в отношении отдельных сетей АЗС за рост розничных цен, интерпретируемый как согласованные действия или ценовой сговор, субъекты рынка из-за риска очередного административного штрафа не столь активно стали наращивать импорт более дорогого импортного продукта, что также привело к снижению предложения на внутреннем рынке. Кроме того, при проведении проверок АЗС со стороны Комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции (КРЕМиЗК) было требование — реализацию ранее приобретенных остатков делать по старой цене, а увеличение стоимости применять к новым партиям нефтепродуктов. Это приводило к тому, что отдельные сети продолжали держать более низкую цену, создавая очереди на АЗС. Например, реализация на „Синойл“ по 148 тенге привела к росту объемов продаж только по Алматы с 600 до 1,1 тыс. тонн в сутки. Это же демотивировало других участников рынка к завозу более дорогого импорта», — признался Канат Бозумбаев.

К тому же, по словам главы Минэнерго, в приграничных областях Казахстана цена бензина сложилась в 150−155 тенге за литр, тогда как на российском рынке — 200−220 тенге за литр, а в Кыргызстане — 190 тенге. Это также способствует увеличению потребления бензина за счет транзитного транспорта и населения приграничных регионов России и Кыргызстана.

«В сентябре нами были даны поручения ТОО „КазМунайГаз Онимдери“ и „КМГ-Трейдинг“ активизировать импорт ГСМ в объеме до 60 тыс. тонн. По предварительным данным, только частные операторы в сентябре завезли порядка 90 тыс. тонн АИ-92 в Казахстан», — заключил Канат Бозумбаев.

Более того, по словам Каната Бозумбаева, сейчас Минэнерго РК связалось с российскими поставщиками — «Роснефтью», «Лукойлом» и «Газпромом» и провело переговоры с руководителями этих организаций с просьбой оказать содействие в ускорении контрактования отгрузки нефтепродуктов.

В свою очередь председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев заявил, что имеется три аспекта того, как можно влиять на внутренний рынок. Первый — это стабильная работа трех НПЗ.

«В ноябре завершается полностью модернизация двух заводов — ПНХЗ и АНПЗ, а это значит, что с 1 января 2018 года Казахстан будет обеспечен светлыми нефтепродуктами на 100%», — пообещал Сауат Мынбаев.

Другой вопрос — это цена топлива.

«Касательно импорта. У нас были согласованные планы импорта, но в сентябре нас КРЕМиЗК оштрафовал на 500 млн тенге. Мы занимаем, кстати, 15% рынка. Но нас обвинили в том, что мы находимся в сговоре с крупными участниками. При этом мы полагали, что нужно принимать во внимание не только себестоимость на заводах, но и по какой цене импортируется бензин из России. В России он стоит 37 рублей, или в пересчете — 220 тенге, поэтому у нас по 150 тенге никто не будет продавать, даже завозить этот бензин не станет. И мы, понятное дело, остановились. Остановились не только мы, но и все крупные сети. Вот оттуда и дефицит», — констатировал Сауат Мынбаев.

Однако он отметил, что сейчас министерство энергетики и антимонопольное ведомство подписали соглашение, согласно которому в цене можно учитывать российскую составляющую.

«С этого момента импорт пошел, и мы тоже пошли по импорту. По Астане у нас без ограничения отпускается бензин по талонам, по карточкам в размере 20 литров на одного потребителя. Но импорт уже подходит, и поэтому мы в Астане с 15 октября на своих заправках ограничения снимем. Мы сейчас импортируем по 155 тенге и меньше продавать не можем, иначе будем в убытках», — заверил глава КазМунайГаза.

Наконец Сауат Мынбаев поднял концептуальный вопрос цены на соседних рынках.

«Мы сегодня имеем открытые границы. Мы планировали и обсуждали, что с профицитом светлых нефтепродуктов со следующего года откроются экспортные рынки. Это означает возможный экспорт в Узбекистан и Кыргызстан. Если мы хотим иметь адекватную политику по цене, то она не может радикально отличаться от цен в соседних государствах, каковая сейчас разница — увы, у нас есть. Вопрос 100-процентного обеспечения нашего внутреннего рынка бензином — это вопрос экономической безопасности. Но это не вопрос цен. Цены должны находиться с соседними государствами приблизительно в одном коридоре», — заключил Сауат Мынбаев.

«Персоны Капитала». Истории успешных бизнесменов. Известные имена и лучшие бизнес-идеи. Подписывайтесь на нас здесь.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

дефицит топлива дефицит бензина

10.10.2017 • 12:54 5578

Поделиться
Бакытжан Сагинтаев: Если в стране нет дефицита бензина, откуда тогда очереди?!
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus