Не успело казахстанское общество удивиться новости про 70-процентную зависимость страны от импортного авиакеросина, которой поделилась авиакомпания «Эйр Астана», как на текущей неделе ее затмила другая: в Казахстане образовался дефицит бензина АИ-92, которого на нефтебазах и хранилищах осталось лишь до середины октября. Вопрос, конечно, решается: российские компании готовы отгрузить недостающий товар, однако цены у них немаленькие, поэтому нужно готовиться к росту стоимости бензина.
Ремонт, импортозависимость и девальвация
И хотя часть экспертов, будучи, безусловно, правой, уверяет, что подобная ситуация случается не в первый раз — мы, действительно, сильно зависим от импортных поставок почти всех видов топлива и дежавю повторяется из года в год, — тем не менее нынешнее положение все же отличается двумя нехарактерными чертами.
Во-первых, это публичность. Ее стало больше, в том числе и благодаря самому Минэнерго. Проблему решено было не замалчивать и максимально полно и аргументированно рассказать о ее причинах и способах решения.
Во-вторых, этому во многом поспособствовал принцип «двойного удара», когда с разницей в 7 дней пришло два обескураживающих сообщения: в нашей нефтяной стране критически не хватает авиатоплива и у нас же наметился острый дефицит бензина. В обоих случаях мы зависим от импортных поставок из России. Диверсифицировать же поставки можно, но для этого нужны время, которого нет, и хорошие, умелые переговорщики, работающие в разных странах и добивающиеся поставок топлива по выгодной и комфортной цене. И то не факт, что эта затея выгорит, потому что ни одна страна мира не упустит шанс продать свой товар, в котором так нуждаются соседи, по самой привлекательной для себя цене. Здесь нет ничего личного, а только классические интересы бизнеса.
Поэтому, описывая картину в целом, заместитель генерального директора АО «КазМунайГаз Онимдери» по операционному направлению Нуркен Мырзагалиев признал, что прогнозная цена с учетом импорта из России составляет 155−157 тенге за литр.
«Цены поднимутся в течение месяца, как только мы начнем получать наш импортный продукт. Импорт у нас ожидается в первых числах октября — до 10, и где-то в середине месяца начнем поднимать цены. Но это самый пессимистичный сценарий — 157 тенге за литр. По предварительным прогнозам, это цена, которая включает в себя стоимость, транспортировку, хранение и наши операционные накладные расходы», — сообщил Нуркен Мырзагалиев.
В свою очередь вице-министр энергетики РК Асет Магауов прокомментировал ситуацию следующим образом: запасы АИ-92 составляют 125 тыс. тонн. Потребление обходится в 350 тыс. тонн в месяц. Таким образом, запасов осталось только на ближайшие полмесяца.
«Октябрь будет достаточно напряженным, ведь Казахстану предстоит импортировать не меньше, чем в сентябре, — от 90 тыс. до 100 тыс. тонн. Однако в дальнейшем после запуска на полную мощность установки каталитического крекинга на Атырауском НПЗ и выхода с ремонта Павлодарского НПЗ в ноябре ожидается существенный рост собственного производства и пойдет снижение импортных поставок — до 30−40 тыс. тонн», — объявил Асет Магауов.
Ситуацию с ценами постарался разъяснить и сам глава Минэнерго Канат Бозумбаев. При этом он внес в общий водоворот мнений свою «изюминку», обратив внимание на то, что перманентная девальвация национальной валюты сыграла злую шутку со стоимостью моторного топлива для конечных казахстанских потребителей.
Так, по словам Каната Бозумбаева, средняя цена по республике на АИ-92 в январе составляла 135 тенге за литр, в сентябре в среднем она увеличилась до 150 тенге за литр, показав рост на 11%. Доля импорта этой марки бензина выросла с 15% в период с июля по август, до 30% в сентябре. Это связано с выходом на ремонт нефтеперерабатывающих заводов. Потому ограниченное предложение казахстанских нефтепродуктов на рынке и увеличение доли более дорогого импортного бензина повлияли на рост цен. Однако здесь также необходимо учитывать изменение курса доллара по отношению к тенге за тот же период. Курс изменился с 314 тенге за доллар до 340 тенге за доллар.
«А расчеты с россиянами ведутся в долларах, — признался Канат Бозумбаев. — И по сравнению с маем оптовая цена импортируемого бензина увеличилась более чем на 8%, с $517 до $560 за тонну».
С другой стороны, министр энергетики пообещал, что средний объем потребления 92-го бензина по республике ожидается в этом месяце на уровне 290 тыс. тонн, который частично будет покрыт за счет собственных мощностей.
«Мы произведем 170 тыс. тонн, и объем импорта планируется еще порядка 120 тыс. тонн, или 40%. В то же время за счет полной работы всех НПЗ в ноябре мы планируем снизить долю импорта по 92-му бензину до 30% и до20% в декабре», — заверил Канат Бозумбаев.
Нам пока не нужен новый НПЗ
Вице-президент по Каспийскому региону и странам Центральной Азии международного ценового агентства Argus Тимур Ильясов в комментарии «Капитал.kz» обратил внимание на несколько факторов дефицита и роста цен на бензин АИ-92.
«На сегодняшний день у нас наблюдается реальный дефицит по 92-му бензину. Основные причины, которые мы видим, — это остановка на плановый ремонт Атырауского НПЗ с 18 августа по 18 сентября и сразу вслед за ним остановка на ремонт Павлодарского нефтехимического завода с 20 сентября по 26 октября, возможно, ремонт закончится раньше на несколько дней. У нас же в стране только три нефтеперерабатывающих завода. При этом с 70-х годов прошлого века Атырауский завод остановился полностью впервые. Хотя раньше он прекращал работать лишь на 50% с учетом двух установок первичной переработки нефти. Все это привело к снижению предложения на рынке по бензину. К тому же следует учитывать, что на ряде российских заводов тоже проходили и проходят плановые ремонты в августе-октябре, поэтому российские компании как одни из самых главных поставщиков бензина на казахстанский рынок снизили предложение, а когда возникает превышение спроса над предложением, цены всегда растут», — рассказал Тимур Ильясов.
Что касается повышения цен на бензин АИ-92, то, по мнению эксперта, это неизбежный процесс, который имеет свою предысторию и закономерность. Так, по словам Тимура Ильясова, официальная цена на 92-й бензин на автозаправочных станциях Казахстана не регулируется. Однако крупным сетям все равно тяжело повышать стоимость бензина, потому что они подпадают под антимонопольное законодательство. Соответственно, для того чтобы покупать в России дорогой бензин, они просто не могут позволить себе продавать его на своих АЗС дешево. Если запрещать им повышать цены, они просто не будут закупать его в РФ по высоким ценам, а тогда у нас произойдет коллапс с моторным топливом.
«Мы в Казахстане наблюдаем подобную ситуацию уже не первый год, скажу даже, что бывали ситуации и похуже: каждый год либо каждые два года примерно такая картина повторяется, но всякий раз нам удается выйти из ситуации. И сейчас, я думаю, что как только Павлодарский завод выйдет из ремонта и пойдет выпуск светлых нефтепродуктов, ситуация стабилизируется, надеюсь, это произойдет в начале ноября. Да, теоретически мы могли бы построить новый завод с нуля, готовый выпускать бензин Евро 5, но тут другой вопрос: мы существующие три завода полностью загрузить пока не можем, так как нефти физически не хватает, ведь наши крупные проекты, такие как Кашаган, ориентированы, прежде всего, на экспорт, а на некоторых месторождениях поменьше, от которых в основном идет нефть на внутренний рынок, наоборот, объемы добычи снижаются», — констатировал Тимур Ильясов.
Размышляя о диверсификации импортных поставок бензина в Казахстан, эксперт международного ценового агентства Argus заметил, что этот вопрос всегда обсуждается, но, например, наши южные соседи импортозависимы по бензину даже больше чем Казахстан. Помимо России, были поставки из Беларуси пару лет назад и толлинговые поставки из Китая. То есть, когда мы можем ввезти свое сырье в другую страну, переработать и вывезти готовую продукцию обратно без облагания таможенными пошлинами. Но на сегодняшний день импорт осуществляется только России.
«Наше правительство и участники рынка изучали различные варианты. Но опять же все упирается в цену. Россия — это ближайший наш сосед, который производит достаточно нефтепродуктов. Оттуда легче завозить бензин — логистика налажена с советских времен. И по цене российский бензин на самом деле более приемлем. Поэтому у нас, несмотря на незначительное повышение розничных цен, все равно сохраняется самая низкая цена в регионе», — заключил Тимур Ильясов.
Также эксперт сообщил, что в 2018 году технически заводы увеличат выпуск светлых нефтепродуктов за счет снижения производства темных нефтепродуктов, таких как мазут и вакуумный газойль, которые обладают меньшей ценностью.
«В случае должной загрузки нефтью наших НПЗ они обеспечат на 100% рынок топливом», — выразил надежду Тимур Ильясов.
Импортный форс-мажор
По мнению другого эксперта, главного редактора информационно-аналитического центра Caspian Bridge Замира Каражанова, мы изначально должны были взять курс на абсолютную топливную независимость, самообеспечение нефтепродуктами и достижение цели стать нетто-экспортерами, то есть реализовывать на внешнем рынке излишки бензина, дизтоплива и авиакеросина. Причем достичь эту цель можно было форсированными темпами.
«Опора на внешние ресурсы придает нестабильность энергетической системе республики. Проблема в том, что мы пытаемся решить этот вопрос за счет внешних факторов, ведь в качестве альтернативы поставкам из России предлагались Азербайджан, Иран и Китай. Но все это говорит о шаткости и хрупкости энергетической системы страны. Нельзя решать вопросы обеспечения энергетической безопасности за счет внешних игроков — будь то Россия, Китай или кто-либо еще. Всякое может произойти — изменение спроса на внутреннем рынке этих государств, ценовой конъюнктуры, законодательные новшества, различные форс-мажоры — и мы даже не вправе предъявить претензии своим партнерам. Любая страна, прежде всего, удовлетворяет собственные энергетические потребности и поставляет на экспорт только излишки. Если есть излишки — хорошо. А если их не будет? Тогда Казахстан может попросту пережить энергетический шок», — предупредил Замир Каражанов.