Летние месяцы оказались весьма насыщенными на «нефтяные» события. Рынок следил за тем, как участники соглашения о сокращении добычи выполняют взятые на себя обязательства, как появляются дополнительные баррели от Ливии и Нигерии — игроков, которые не скованы соглашением, и как североморская смесь опускалась в стоимости ниже $45 и поднималась выше $54.
Что происходило на рынке черного золота этим летом — по просьбе делового еженедельника «Капитал.kz» эксперты перечислили основные события, оказавшие влияние на стоимость барреля. И дали прогноз стоимости нефти до конца года.
Дело не в улучшении настроя на рынке
На взгляд Сергея Дроздова, аналитика ГК «ФИНАМ», этим летом на нефтяном рынке можно выделить несколько значимых событий. Во-первых, возвращение Нигерии и Ливии — на их долю приходится порядка 3 млн барр./сут. добычи. Во-вторых, нестабильность в Венесуэле на фоне протестов против действий правительства Николаса Мадуро (Венесуэла официально добывает 1,972 млн барр./сут.). В-третьих, рост спроса на бензин в США в связи с традиционным автомобильным сезоном в летний период.
«Все вышеперечисленные факторы оказывают влияние на динамику черного золота. Плюс ко всему, повышение нефтяных котировок усиливает информационное давление со стороны крупных инвестбанков. Так, в Barclays склонны считать, что восходящее движение стоимости черного золота в большей степени базируется на сокращении спекулятивных коротких позиций и не является отражением улучшения настроя на рынке», — отмечает собеседник.
Он приводит мнение о стоимости нефти, высказанное экспертами этого банка: рост средней цены на баррель сорта Brent возможен к $54. Кроме того, еще пятнадцать представителей инвестиционных банков, участвовавших в проводившемся в конце июля опросе The Wall Street Journal, ухудшили прогноз цен на нефть на фоне роста производства в США. По их оценкам, Brent будет в среднем стоить $53 за баррель в этом году, что на $2 ниже июньской оценки. Прогноз для WTI ухудшился на $1 — до $51 за баррель.
«По моему мнению, до конца года волатильность на нефтяном рынке сохранится в диапазоне $41−57», — добавляет Сергей Дроздов.
Стабильности и спокойствия ожидать не приходится
Главное событие фактически произошло еще до лета. Это соглашение о сокращении добычи нефти, которого достигли ОПЕК и независимые производители, в том числе Россия и Казахстан, говорит Наталья Мильчакова, заместитель директора аналитического департамента «Альпари».
По ее словам, колебания цены на нефть этим летом, в первую очередь, были связаны с информацией, поступающей на рынок из пресс-релизов и ежемесячных докладов ОПЕК о ситуации на рынке нефти, а также с еженедельными данными по динамике коммерческих запасов нефти и числе активных нефтедобывающих платформ в США. «В России и Казахстане также внимательно следили за ходом заседания мониторингового комитета ОПЕК, которое прошло 24 июля в Санкт-Петербурге, однако значимых заявлений на нем сделано не было. За исключением новости о том, что Саудовская Аравия заняла неоднозначную позицию, так как она сокращала летом добычу нефти, но не сокращала экспорт», — отмечает эксперт.
В августе, продолжает Наталья Мильчакова, Китай официально объявил о том, что две его крупнейшие частные нефтяные компании — Sinopec и PetroChina — сократили мощности своих НПЗ на 10% каждая. Это, поясняет спикер, стало «медвежьим» фактором для рынка на некоторое время.
«Рынок летом был очень волатильным. С начала июня по сегодняшний день нефть Brent подорожала на 3,8%, однако ценовые максимумы в $55 за баррель и выше, которые мы видели в начале года, летом так и не были достигнуты», — говорит эксперт «Альпари»
По ее мнению, во втором полугодии этого года стабильности и спокойствия ожидать не приходится, так как, с одной стороны, предложение нефти растет за счет роста добычи в США и ряде стран ОПЕК, не участвующих в соглашении, прежде всего, в Ливии и Иране, и в Китае сократился спрос НПЗ. С другой стороны, политический и экономический кризис в Венесуэле привел к резкому сокращению добычи нефти в этой стране ОПЕК, а Саудовская Аравия в августе сократила экспорт нефти. «Таким образом, на рынок будут воздействовать весьма противоречивые факторы — так что до конца года он останется волатильным», — комментирует Наталья Мильчакова.
По ее прогнозам, нефтяные цены до конца года будут колебаться в очень широком коридоре — примерно в $47−57 за баррель.
Позитива больше, чем в начале и середине года
Как отмечает Александр Егоров, ведущий аналитик ГК TeleTrade, после майского решения ОПЕК и 10 независимых производителей нефти продлить соглашение о сокращении добычи черного золота до конца первого квартала 2018 года все внимание участников рынка было сосредоточено на данных по запасам и нефтяной активности в США. «Первоначальная реакция на рынке была негативной, так как ожидались более активные действия для достижения баланса спроса и предложения на рынке энергоносителей. На этом фоне эталонная смесь Brent снизилась в стоимости до $45 за баррель, потеряв почти $10 от майских максимумов», — вспоминает события того времени собеседник.
Но с середины июня, продолжает он, нефть начала формировать восходящую динамику на фоне осознания того, что спрос и предложение, вероятно, придут к балансу к концу текущего — началу следующего года. «Регулярная еженедельная статистика по запасам и количеству действующих буровых установок в США служила текущим ориентиром. Технические совещания мониторингового комитета в целом указывали на соблюдение участниками соглашения обязательств по сокращению добычи», — говорит спикер.
По его словам, к середине августа наметилась устойчивая тенденция по сокращению запасов в США — восемь недель подряд показатель снижался. За неделю, которая закончилась 18 августа, коммерческие запасы нефти в Штатах снизились на 3,3 млн баррелей — до 463,2 млн баррелей. Нефтяные фьючерсы вернулись в диапазон $51−53 за баррель, но практически весь месяц торговались в сдержанном ритме, не формируя какую-либо выраженную динамику.
«В целом можно отметить, что позитива на рынке нефти сейчас гораздо больше, чем в начале и середине года. А с учетом того, что все больше признаков указывают на приближение момента балансировки рынка, то и рост цены — это наиболее вероятное развитие событий до конца года. Вполне можно ожидать, что уже в середине осени североморская смесь Brent закрепится выше $55 за баррель, а к концу года приблизится к отметке $60 за баррель», — заключает Александр Егоров.