ВВП Казахстана в январе-июне 2017 года вырос на 4,2%, сообщил министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Однако эксперты уверены, что перед экономикой РК все еще есть ряд вызовов, которые могут быть актуальными во втором полугодии 2017 года.
Цены на нефть
По словам Алиби Нурбаева, главного аналитика ТОО «Казахстанский Финансовый Центр», соглашение ОПЕК+ работает, но не полноценно, как ожидалось.
«Основной неблагоприятный фактор связан с объемами добычи нефти в США, Ливии, Канаде и Нигерии. В Штатах объем добычи вырос на 0,5 млн барр. в сутки, Ливия каждый месяц добывает на 200−500 тыс. барр. в сутки, в Канаде идет прирост добычи на 100 тыс. барр. в сутки, и в Нигерии продолжается значительный рост производства. Также в любой момент индекс доллара может рвануть вверх, что может вызвать снижение цен на нефть, что в свою очередь вызовет укрепление доллара по отношению к тенге», — предположил аналитик.
Со своей стороны главный финансовый эксперт компании «АНАЛИТИКА Онлайн Казахстан» Михаил Цой уверен, что до конца 2017 года цены на нефть не смогут закрепиться выше $55 за баррель, но возможно и падение цен до $40. В этом случае экономическая ситуация в стране может усугубиться. Сегодня продажи нефти составляют 12−18% ВВП, и, соответственно, бюджет страны строится по большей степени от доходов, связанных с реализацией нефти.
С этим мнением согласен и Сергей Полыгалов — руководитель аналитической группы TeleTrade Central Asia, он не исключает, что может настать «момент истины» и нефть снова свалится к минимумам текущего года. А поскольку Казахстан — страна с сырьевой экономикой, бюджет в большей степени зависит от объемов продажи и цены на нефть. В пересмотренном варианте бюджета РК среднегодовая стоимость нефти указана в размере $50 за баррель. С начала июня 2017 года нефтяные котировки спустились ниже этого значения и закрепились в значениях $44,75−48,80. В целом, исходя из общей ситуации на рынке нефти, он отметил, что прогнозировать возвращение цены на нефть выше $50 при отсутствии весомых аргументов нереально. Отсюда, спрогнозировал эксперт, появляется вторая проблема — дефицит бюджета. «В общем-то, и при цене нефти в $50 бюджет не был бы профицитным, но разница между рыночной и бюджетной ценой дает о себе знать. Если цена нефти в среднем будет удерживаться около уровня $45, то недостача доходов от продажи нефти может составить $1,13 млрд. При плановом дефиците бюджета в 1,75 млрд это весьма ощутимые потери», — говорит Сергей Полыгалов. Восполнение дефицита бюджета производится из Национального фонда, который имеет свои пределы.
Банковский сектор
Банковский сектор Казахстана в предыдущие годы столкнулся с серьезными вызовами. И 2017 год не стал исключением. «В преддверии 2017 года сразу два казахстанских банка оказались на грани дефолта. Сейчас мы наблюдаем, как банки проходят процедуру слияния и поглощения. Скорее всего количество банков резко сократится», — отметил Алиби Нурбаев. Основным моментом, на который следует обращать внимание, являются итоги стресс-тестов, снижение процентной ставки рефинансирования с целью оживления кредитования. Если банки не смогут пройти стресс-тесты, а процентные ставки будут оставаться на таких же уровнях, это может вызвать дестабилизацию в банковском секторе.
«В этом секторе очень серьезно стоит вопрос о невозврате кредитных средств, а отсюда — и недостаточной ликвидности в коммерческих банках. По оценке агентства Fitch, абсолютный объем неработающих кредитов составляет примерно 600 млрд тенге. Однако около 3 трлн тенге составляет объем реструктурированных/прочих стрессовых кредитов», — приводит цифры Сергей Полыгалов. Выход из ситуации можно увидеть в слиянии и поглощении проблемных участников банковской сферы более крупными и устойчивыми игроками.
Возможная девальвация тенге
Казахстанские аналитики полагают, что курс тенге к доллару будет колебаться в районе 320−340 тенге. Однако, как считает Сергей Полыгалов, на пополнение Национального фонда РК, покрытие затрат Нацбанка и оздоровление банковской сферы нужно откуда-то найти деньги. В итоге может возникнуть необходимость в ослаблении тенге к доллару до значений, которые бы обеспечили нужное количество тенге для нужд государства.
Михаил Цой считает, что падение стоимости рубля к доллару приведет и к ослаблению тенге к доллару в рамках ценового коридора 5,5−5,4 тенге за рубль. «Также на Казахстанской фондовой бирже (KASE) виден большой прирост валютных операций, составивший 82,6 трлн тенге, который на 91,4% выше того же периода прошлого года. Эти данные свидетельствуют о девальвационных рисках, в которые вкладывают участники рынка», — пояснил эксперт.
«Черный лебедь» из Китая
Алиби Нурбаев считает, что вызовом для экономики Казахстана может стать ближайший сосед — Китай. Он отметил, что во втором квартале экономика Поднебесной выросла на 6,9%. «Поддержку ВВП оказало улучшение показателей рынка недвижимости. Однако в среднесрочной перспективе над экономикой нависают риски со стороны растущего долга. Сейчас беспокоит пузырь, растущий на рынке недвижимости, особенно в крупных городах. Председатель КНР Си Цзиньпин указал на необходимость контролировать финансовые рынки и сдерживать объемы кредитования. Несмотря на введенные ограничения местными властями на покупки домов и ограничение строительства новых домов, цены на жилье все равно продолжают расти, тем самым надувая пузырь, а пузырь этот рано или поздно лопнет», — подчеркнул эксперт.
Коррупция и теневая экономика
Арман Байганов, экономист Astana Best Consulting Group, напомнил также о таких вызовах, как коррупция и теневая экономика, хотя в этом направлении государственные органы целенаправленно работают, но не всегда достигаются желаемые результаты. По мнению экономиста, одним из действенных методов борьбы с теневой экономикой и коррупцией является полный переход на безналичное денежное обращение. «Между прочим, сам президент упомянул об эффективности введения криптовалюты, что обеспечить прозрачность экономики, а это один из механизмов безналичной формы денежного обращения», — подчеркнул Арман Байганов.
В целом же, полагают эксперты, похожие риски свойственны большинству стран с нефтяной экономикой. Однако за последние годы Казахстан довольно успешно преодолевал эти внешние и внутренние вызовы, так что, возможно, справится и дальше.