Министр по инвестициям и развитию (МИР) РК Женис Касымбек провел в Астане отчетную встречу с населением. На ней он затронул вопросы привлечения иностранных инвестиций, в том числе в рамках нового Кодекса о недрах, действие которого, как планируется, начнется с 1 января 2018 года. А также улучшения транспортно-логистического потенциала республики, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как отметил Женис Касымбек, в Казахстане предстоит принятие Плана по технической модернизации базовых секторов экономики — принятие этого документа планируется в декабре 2017 года.
Особым ключевым направлением здесь является привлечение инвестиций. По словам министра, по итогам 2016 года валовый приток прямых иностранных инвестиций вырос на 40%, составив 20 млрд 600 млн долларов. Это один из рекордных показателей. Таким образом, республика достигла положительной динамики по инвестированию в экономику.
«По итогам прошлого года мы получили порядка 5,5 тыс. обращений по принципу „Одного окна“ и оказали порядка 8 тыс. госуслуг. К инвестиционному омбудсмену поступило более 50 новых обращений от иностранных и отечественных инвесторов. Мы усилили работу по привлечению инвестиций на внешнем уровне. В частности, определены специальные советники по привлечению инвестиций в 10 приоритетных странах. На региональном уровне созданы советы по привлечению инвестиций под руководством акимов областей. Сейчас по поручению главы государства идет процесс по переформатированию системы привлечения инвестиций. Здесь перед министерством стоит ряд текущих задач. До конца июня текущего года будет разработана национальная стратегия по привлечению инвестиций. Для этой работы мы привлекли экспертов Всемирного банка. Сегодня идет согласование всех нюансов с госорганами», — рассказал Женис Касымбек.
Что касается трансферта новых технологий, то в 2016 году при содействии международного центра трансферта технологий в Казахстане начата реализация зарубежных проектов. По результатам отбора четырем проектам выданы инновационные гранты на общую сумму 800 млн тенге. В 2017 году планируется реализовать еще два пилотных проекта.
В развитие темы Женис Касымбек заметил, что в прошлом году министерством разработан новый закон «О стандартизации», который направлен на создание диалоговой площадки для бизнеса через вовлечение в этот процесс производителей. Уже утверждено 40 технических регламентов Евросоюза, из которых 35 вступили в силу. В соответствии с планом стандартизации разработано 747 национальных стандартов.
«Также сегодня Казахстан задействован в шести международных межгосударственных технических комитетах по стандартизации. Кроме того, наша страна одна из первых среди стран Центрально-Азиатского региона доказала соответствие 58 измерительных данных международным стандартам — масса, твердость, температура, частота, длина и многое другое. Тогда как по сравнению с 2014 годом их было всего 29. Это позволило признать казахстанские результаты измерений и обеспечить их прослеживаемость на международном уровне», — сообщил Женис Касымбек.
Он напомнил, что в минувшем году министерство по инвестициям и развитию разработало проект Кодекса о недрах и недропользовании. Документ в настоящее время находится на рассмотрении в рабочей группе.
«Мы планируем в августе этого года войти в правительство, а в сентябре передать его на рассмотрение в мажилис Парламента. В рамках проекта Кодекса предусматривается переход на международные стандарты по подсчету запасов полезных ископаемых. Принятие Кодекса должно повысить инвестиционную привлекательность геологоразведки, дать импульс в развитии отечественных юниорских компаний. Мы планируем, что Кодекс должен вступить в действие с 1 января 2018 года», — сказал министр.
Говоря о транспортно-логистическом прогрессе страны, глава МИР РК озвучил следующие цифры: в 2016 году объем услуг в сфере транспорта вырос на 3,8%. В международном рейтинге эффективности логистики Казахстан поднялся с 88-го места на 77-е место. Это лучший показатель среди стран СНГ. Транзитные и контейнерные перевозки в направлении Китай — Европа — Китай выросли, в два раза составив 104,5 тысячи контейнеров. Тогда как в 2015 году показатель равнялся 47 тыс. контейнеров.
К тому же в октябре прошлого года завершено строительство инфраструктурных объектов сухого порта СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота». А также ведется работа по строительству транспортно-логистических центров в регионах Казахстана и строительство терминалов в портах Ляньюнган и Клайпеда.
«Продолжается работа по увеличению контейнерных перевозок к 2020 году до 2 млн контейнеров. Так, в 2017 году ожидается дальнейшее увеличение количества контейнеров в два раза. Из них по направлению Китай — Европа — Китай мы видим уже по первым 4 месяцам рост почти в 2,6 раза. Доля отечественных грузоперевозчиков на внутреннем рынке в 2016 году увеличилась до 46%. Мы считаем, что международные перевозки мы как минимум должны на 50% осуществлять силами казахстанских перевозчиков», — заключил Женис Касымбек.
Он добавил, что в минувшем году сдана в эксплуатацию железнодорожная линия Боржакты — Ерсай, соединившая новый паромный комплекс в порту Курык с железнодорожной магистралью. Идет реализация проекта по строительству вторых путей на железнодорожном участке Алматы — Шу протяженностью 112 км. Его планируют завершить в этом году.
«Уже запущен железнодорожный паромный терминал в порту Курык. В этом году продолжается строительство второй фазы порта Курык — это автомобильный паромный переход. Планируется эти работы завершить в текущем году. По завершении проекта пропускная способность морских портов Казахстана составит 26 млн тонн грузов в год», — подчеркнул Женис Касымбек.
Что касается пассажиров железнодорожного транспорта, то, по словам министра, в период проведения ЭКСПО-2017 предполагается дополнительно запустить 14 пассажирских и пригородных поездов — часть из них уже запущена.
«Мы увеличиваем количество поездов до 54, и большая часть этих поездов будет обслуживаться в новом железнодорожном вокзале Астаны», — сказал министр.
Говоря о воздушном транспорте, Касымбек отметил, что в прошлом году количество транзитных авиапассажиров увеличилось с 250 тыс. до 478 тыс. человек. В 2017 году эта цифра достигнет 600 тыс. пассажиров.
«Мы наблюдаем, что за последние 7−8 лет количество транзитных пассажиров, которые летят из Европы в Азию и обратно, через Алматы и Астану, увеличилось в 20 раз», — добавил глава МИР РК.
В целом по Казахстану, по словам министра, все аэропорты за исключением воздушных гаваней Усть-Каменогорска и Костаная провели работы по реконструкции взлетно-посадочных полос. В названных же городах планы по реконструкции ВПП намечены на ближайшие 3−4 года.
«До 2020 года планируется открытие новых рейсов из Астаны и Алматы. Буквально недавно из Астаны начались полеты в Варшаву. А китайские авиаперевозчики начали впервые из Пекина летать в Астану. Теперь с учетом рейсов, которые совершает „Эйр Астана“, это практически ежедневные рейсы из Алматы и Астаны в направлении Пекина. Ежедневно рейсы отправляются в Лондон, в ближайших планах Будапешт и Хельсинки. В июле планируется рейс Астана — Дели», — подытожил Женис Касымбек.