Литр бензина марки АИ-92 в сети Helios стоит 144 тенге, литр дизельного топлива — 138 тенге. На АЗС «КазМунайГаз» литр ходовой марки продается за 142 тенге, литр ДТ — за 138 тенге. В сети Sinooil цены таковы: 143 тенге — за литр АИ-92, 136 тенге — за литр дизельного топлива. Royal Petrol представляет следующие ценники: АИ-92 — 142 тенге за литр, дизельное топливо — 136 тенге за литр. Такая информация представлена на сайтах указанных компаний на 12.00 по алматинскому времени, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Подорожает ли бензин?
Напомним: 1 июня повышаются ставки акциза на дизельное топливо в Казахстане. Как сообщила компания «ҚазМұнайГаз Өнімдері», акцизная ставка вырастет до 9300 тенге за тонну, за счет этого оптовая цена дизеля увеличится на 7,3 тенге за литр. В компании не исключили, что это может отразиться на розничных ценах, «в том числе и в сторону повышения на отдельные виды нефтепродуктов».
Эксперты, прокомментировавшие вопрос возможного подорожания бензина вслед за возможным подорожанием дизельного топлива, разделились во мнениях.
Так, нефтегазовый аналитик Сергей Смирнов не исключает роста стоимости бензина. Более того, он отмечает, что ходовая марка уже подорожала. «Еще недавно я заправлялся по 142 тенге за литр, на днях в этой же сети заправок — по 144 тенге», — приводит пример он.
Дело, по словам эксперта, в отмене регулирования розничных цен на АИ-92, поэтому АЗС вправе повышать стоимость. «Конечно, если поднимут резко, то это вызовет вопросы со стороны надзорных органов. А когда цены повышаются постепенно, претензий быть не должно», — отмечает Сергей Смирнов.
Алексей Калачев, эксперт-аналитик «ФИНАМ», приводит такие данные: «Сейчас акциз на ДТ в Казахстане составляет, если не ошибаюсь, 600 тенге за тонну, что при удельной плотности солярки около 0,84 кг/куб. м равняется около 0,5 тенге за литр. Это 0,37% от средней розничной цены литра топлива на АЗС, которая равна 136 тенге. Акциз в размере 9300 тенге за тонну ДТ соответствует примерно 7,8 тенге за литр, то есть ставка акциза увеличится на 7,3 тенге за литр, и эта сумма наверняка будет учтена в новых розничных ценах».
По мнению эксперта «ФИНАМ», рост цен на солярку вряд ли потянет за собой цены на бензин. «И вот почему. В Казахстане уже сейчас акциз на бензин составляет 10 500 тенге за тонну, что при удельной плотности бензина около 0,71 кг/куб. м равняется примерно 7,5 тенге за литр. Это около 5% от средней стоимости литра бензина на АЗС в Казахстане (144 тенге за литр АИ-92 и 156 тенге за литр АИ-95). Другими словами, повышение акцизов на дизельное топливо лишь почти сравняет ставки по различным видам топлива», — поясняет Алексей Калачев.
Бюджету необходимы вливания
В пресс-службе «ҚазМұнайГаз Өнімдері» повышение ставки акциза на дизельное топливо объяснили несколькими причинами. Первая — в Казахстане цены на ДТ ниже, чем в соседних странах, поэтому топливо из нашей страны «перетекает» на соседние рынки. Для того чтобы этого не происходило, необходимо сокращать разрыв между ценами.
Вторая причина связана с импортом: «акцизная ставка влияет на повышение привлекательности импорта для поставок на рынок РК в летний период» (летом потребление этого топлива внутри страны увеличивается). В пресс-релизе «ҚазМұнайГаз Өнімдері» указывается, что ежегодно Казахстан импортирует 400−500 тыс. тонн дизельного топлива.
В качестве третьей причины в сообщении указывается следующее: «Играя регулирующую роль, сезонное изменение ставки акциза позволяет увеличить поступления от отрасли в бюджет».
Четвертая причина — постепенное выравнивание стоимости дизельного топлива и бензина является одной из рыночных тенденций. Во многих странах стоимость дизельного топлива равна стоимости бензина, в России, например, в пересчете 208−209 тенге за литр.
Подействует ли механизм защиты?
С одним из аргументов — необходимостью защитить топливный рынок Казахстана от перетоков топлива на соседние рынки — частично согласен Алексей Калачев. Но, по его словам, механизм действенен лишь отчасти, «так как казахстанские акцизы остаются еще сравнительно низкими, чтобы действительно сократить разницу».
Для сравнения спикер приводит такую информацию: в РФ средние цены АЗС на топливо сегодня составляют 39,4 рубля за литр АИ-95, литр АИ-92 в среднем стоит 35,9 рубля, а ДТ — 37,2 рубля за литр, что по текущему курсу примерно равно 216,6 тенге, 197,4 тенге и 204,5 тенге за литр соответственно.
«Другими словами, цены в России на 40−50% выше, чем в Казахстане (или в Казахстане примерно на треть ниже, чем в России). И, кстати, топливные акцизы в России составляют 10 130 рублей за тонну бензина (7,2 рубля за литр) и 6800 рублей за тонну дизельного топлива (5,7 рубля за литр)», — говорит Алексей Калачев.
Доля акцизов в розничной цене топлива в России сегодня составляет около 20% по бензину и около 15% по ДТ, продолжает он. «С этой точки зрения Казахстану еще есть куда двигаться, так как до выравнивания условий между топливными рынками стран полностью защититься от перетока (и тем более стимулировать приток) не получится. Конечно, лучшим способом защиты были бы экспортные пошлины, но в условиях единого экономического и таможенного пространства их в принципе не должно быть.
В чем необходимость поднятия акциза
Сергей Смирнов отмечает, что повышение цен на топливо у нас всегда объясняют необходимостью сокращать разницу между ценами в Казахстане и ценами на соседних рынках, для того чтобы избежать массового перетока топлива.
«Хотя насчет России этот аргумент можно поставить под сомнение, потому что в России товарооборот бензина стандарта Евро-2, который у нас производят на заводах, запрещен. Наш АИ-92 класса Евро-2 только для собственного пользования. Если продавать его в России, то можно попасть под крупные штрафные санкции в России», — говорит собеседник.
Вместе с тем он напоминает, что к 2025 году заявлено создание общего энергетического рынка в странах ЕАЭС. «И поэтому цены в Казахстане будут расти и выравниваться с ценами в России. А там уже сейчас бензин и дизтопливо стоят около 40 рублей — примерно 220 тенге. Но нужно учесть, что в России и заработные платы выше, чем в Казахстане», — заключает Сергей Смирнов.