С 1 января 2017 года в Казахстане отменяется регулирование некоторых рынков. О каких именно рынках идет речь и для чего проводится такая реформа, пояснили в Комитете по регулированию естественных монополий и защите конкуренции КРЕМ и ЗК, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Важно различать особенности рынков — регулируемых (общественно значимых) и рынков сфер естественных монополий (в числе которых коммунальные услуги) и которые под контролем государства. Любое повышение тарифов всегда разъясняется КРЕМ и ЗК открыто и своевременно. Основная цель пресс-конференций, проводимых территориальными департаментами КРЕМ и ЗК, — объяснить, почему поднимется тариф на некоторые услуги газоснабжения и электроэнергию в 2017 году, факторы повышения, так же как и недопущение скачкообразных цен и спекуляций на дерегулируемых рынках („свободных“, в конкурентной среде)», — говорится в сообщении ведомства.
Также специалисты комитета пояснили, что реформирование сферы тарифообразования не означает абсолютной свободы. В рыночных условиях государство обладает инструментом «антимонопольного расследования» для исключения нарушений, связанных с ценами, и дестабилирующих социально-экономическую обстановку.
В рамках перехода на рыночное ценообразование во всех секторах экономики отменяется государственное ценовое регулирование на некоторых регулируемых рынках: в области железнодорожного транспорта, электро- и теплоэнергетики, производства нефтепродуктов, транспортировки нефти, гражданской авиации, портовой деятельности, телекоммуникаций и почтовой связи, а также газа. Это соответствует рекомендациям ОЭСР, представленным по итогам обзора конкурентной политики в Республике Казахстан, уточнили в Антимонопольном комитете.
Внесенные новшества позволят прежде всего повысить эффективность рынка, так как таким образом национальные субъекты окажутся в равных условиях с субъектами ЕАЭС (оперативно вносить корректировки в свои ценовые политики).
Вместе с тем отмена ценового регулирования на регулируемых рынках может повлечь определенные риски необъективного роста цен на услуги, предоставляемые субъектами рынка отдельных отраслей, оказывающие мультипликативный эффект на экономику страны. Поэтому предусматривается ввести новый вид ценового регулирования до 2020 года — общественно значимых рынков:
в сфере газа — 2 услуги (розничная реализация товарного газа, розничная реализация сжиженного нефтяного газа через групповые резервуарные установки);
в сфере железнодорожного транспорта — 2 услуги (услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом, услуги локомотивной тяги, за исключением услуг по предоставлению в аренду ж/д грузовых вагонов и услуг оператора вагонов (контейнеров) и перевозке грузов ж/д транспортом в транзитном сообщении через территорию РК);
в сфере гражданской авиации — 5 услуг (посадка-высадка пассажиров (посредством телескопического трапа), предоставление рабочего места (площади) для регистрации пассажиров, обработка грузов, обеспечение воздушного судна авиационными горюче-смазочными материалами, предоставление в аренду помещений аэропорта, используемых в целях обеспечения перевозочного процесса);
в сфере электроэнергетики — 4 услуги (розничная реализация электрической энергии энергоснабжающими организациями, обеспечение готовности торговой системы к проведению централизованных торгов электрической энергией, организация и проведение централизованных торгов электрической энергии, централизованная покупка и продажа электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии (ВИЭ).
Эта мера позволит в среднесрочной перспективе сохранить ценовой контроль на данных рынках и исключить в последующем риски необоснованного роста цен.
Вместе с тем планируется повышение цен на электроэнергию и газ, что объясняется объективным ростом составляющих тарифов.
Так, изменение с 1 января 2017 года цен на розничную реализацию сжиженного нефтяного газа (СНГ) через групповые резервуарные установки (ГРУ) связано с увеличением предельной цены оптовой реализации СНГ на внутреннем рынке, на розничную реализацию товарного газа — повышением отпускной цены, а также тарифа на транспортировку газа по распределительным трубопроводам.
При этом рост цен розничной реализации составит:
— на СНГ через ГРУ min на 13,8% (СКО), max на 31,89% (Карагандинская обл.);
— на товарный газ — min на 0,9% (Атырауская обл.), max на 20,3% (Южно-Казахстанская обл.).
При этом в четырех регионах увеличение цен газоснабжающих организаций на розничную реализацию товарного газа не планируется (Костанайская, Кызылординская, Мангистауская области, г. Алматы), а также не планируется увеличение цен на розничную реализацию СНГ через групповые резервуарные установки в Алматинской области.
Повышение цен на электрическую энергию обусловлено ростом цен на станциях, а также услуг по передаче и распределению электрической энергии по межрегиональным и региональным сетям, связанное с реализацией энергопередающими организациями инвестиционных программ, направленных на реконструкцию, модернизацию сетевых активов. При этом минимальный рост составит 0,3% (Алматинская обл.), максимальный — 7,3% (Мангистауская обл.).
Следует отметить, что в восьми регионах по базовым энергоснабжающим организациям повышения цен на электрическую энергию с 1 января 2017 года не планируется (г. Астана, Актюбинская, Атырауская, Жамбылская, Костанайская, ЮКО, Павлодарская, Кызылординская области).
В случаях резких скачков цен, что указывает на наличие в деятельности субъектов признаков нарушений законодательства в области конкуренции, антимонопольный орган вправе применить меры реагирования.
Если необоснованный рост цен будет доказан, то это грозит высокими штрафами для компаний.
«Кроме того, что в случае неспособности субъектов работать на основе законов рынка и правил конкуренции Предпринимательским кодексом РК предусмотрено право введения госрегулирования цен как на товарном рынке, так и для отдельного субъекта», — заключили в комитете.