Казахстанцы при размещении рекламы делают выбор в пользу иностранных интернет-ресурсов. Около 70% средств рекламного бизнеса Казнета приходятся на зарубежные сайты. Об этом в ходе правительственного часа в мажилисе Парламента сообщила председатель Комитета по социально-культурному развитию Гульнар Иксанова, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Исследования по заказу корпорации Google показывают, что 86% интернет-пользователей в Казахстане находятся в онлайн-режиме ежедневно, 76% респондентов при поиске информации в первую очередь обращаются к интернету. В 20-ку популярных сайтов в Казахстане входят лишь два отечественных информационных ресурса: Nur.kz и Zakon.kz, когда остальные — это зарубежные сайты, соцсети, поисковые системы. Отмечается отток средств в зарубежный интернет. Так, в 2015 году объем казахстанской рекламы в интернет-ресурсы составил 20 млн долларов. Из них заказ на сумму 8 млн долларов получил Google, 4 млн долларов — Мail.ru, 1 млн долларов — Facebook и еще 1 млн долларов — иные зарубежные сайты. Таким образом, 70% средств рекламного бизнеса Казнета направлено на развитие зарубежных ресурсов», — привела данные глава комитета.
По мнению Гульнар Иксановой, к числу недостатков в государственной информационной политике можно причислить несоответствие стратегии медиарынка новым коммуникационным вызовам и незрелость механизмов защиты национальных интересов, отсутствие обратной связи, эффективных каналов коммуникации с населением, превалирование регулятивных механизмов государства перед стимулирующими, саморегулирование медийного рынка и сильное влияние зарубежного информконтента.
Также, по ее словам, в Казнете имеет место быть недостаточный уровень доверия населения к государственным СМИ, неэффективность механизмов госзаказа, неготовность представителей органов власти работать в новых условиях и непонимание ими новых форматов коммуникаций.
«ГосСМИ занимают особое место, как проводники госинформполитики. Анализ же телесмотрений электронных СМИ в ноябре 2016 года демонстрирует, что госканалы в рейтингах на 6-м и 7-м местах. В топе 50 популярных программ за январь-октябрь (2016 года. — Ред.) только продукция негосударственных телеканалов. Из 50 популярных программ только 16 казахстанского производства… Все эти проблемы возникают вследствие слабого отечественного контента. У госСМИ не всегда креативные медийные инструменты», — пояснила Гульнар Иксанова.
Как подчеркнула депутат, телеканалы пытаются поднять свои рейтинги за счет приобретения франшиз у зарубежных правообладателей. Однако дефицит аналитических и познавательных передач, программ о культуре и популяризирующих имена казахстанских авторов, известных людей, никуда не исчез. Кроме того, отчасти низкая популярность госСМИ объясняется и сложившимися подходами к тематическому планированию госзаказа.
«До 2016 года тематический план включал более 100 информационных направлений, качественно исполнить которые было нереально. Сейчас в нем более 30 тем. В то же время в госСМИ спускается сверху около 300 различных ситуативных и отраслевых медиапланов. Каждое министерство формирует их по собственному усмотрению. Поэтому госСМИ вынуждены формально привязывать свои форматы к перечню тем и поручений. Частые изменения позиционирования, постоянный контроль контента со стороны разных руководителей, излишняя зарегулированность приводят к несоответствию вещательной политики интересам аудитории», — констатировала депутат.
Также Гульнар Иксанова обратила внимание на тот факт, что преобладающее число журналов, поступивших по госзаказу, не встречается ни в киосках, ни в библиотеках, тогда как на эти цели в 2017—2019 гг. предусмотрено по 1,6 млрд тенге.
«Ежегодно на конкурсной основе на производство фильмов, рекламных роликов, социальных роликов продакшн-компаниям выделяет более 500 млн тенге. Однако из-за демпинга часто выигрывают поставщики некачественной продукции», — заключила депутат.