На фоне кризиса у казахстанского потребителя появилась стойкая привычка экономить, даже если у него остаются свободные деньги. Об этом руководитель направления потребительских исследований Niеlsen Кazakhstan Виктория Плотницкая сказал в ходе деловой программы Международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn 2016, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Виктория Плотницкая рассказала о результатах глобального исследования «Индекс потребительского доверия». Как выяснилось, у 81% опрошенных казахстанцев остаются свободные деньги после покрытия обязательных расходов. Это очень оптимистический показатель. Но респонденты отметили, что продолжают экономить.
«Одежда, обувь, модные аксессуары - здесь стали экономить 54% потребителей. 50% вынуждены урезать свои расходы в сфере развлечения вне дома. 43% казахстанцев стали экономить на отпусках, 39% - на технике, 34% - на продуктах питания, 29% отложили замену предметов домашнего обихода», – говорит Виктория Плотницкая.
Маркетинговое исследование, проведенное компанией Niеlsen Кazakhstan, также определило наиболее волнующие казахстанцев вопросы. Оказалось, что для 15% казахстанцев самой животрепещущей темой стала экономика. Этот показатель, по словам эксперта, упал почти вдвое, в прошлом квартале тема экономики волновала 28% жителей страны. Вопросы трудоустройства сейчас беспокоят только 15% казахстанцев, рост цен на продукты питания – 12%, хотя в прошлом квартале этот показатель составлял 33%.
Спикер отметила, что повторно проведенное исследование показало снижение интересов к данным темам, возможно, только потому что они давно обсуждаемы и уже «избиты».
В рамках своего выступления в деловой программе Central Asia Fashion Виктория Плотницкая озвучила ответ на вопрос: «Как казахстанцы оценивают перспективу трудоустройства в ближайшие 12 месяцев?».
«71% казахстанцев оценивают непозитивно эту перспективу. 42% опрошенных говорят о том, что состояние их личных финансов в ближайший год неплохое. Это значит, что у народа деньги есть, однако при этом 73% опрошенных говорят о том, что сейчас не самое подходящее время для трат. Максимальный режим экономии у казахстанцев по-прежнему продолжается. Хотя в целом уже наблюдается положительная динамика на 7% по сравнению с предыдущим кварталом 2016 года», – представила Виктория Плотницкая результаты опроса.
Индекс потребительского доверия в Казахстане составляет 77 пунктов. Это означает, что мы значительно опережаем своих ближайших соседей: в России он составляет 66, в Белоруссии – 56. А это значит, что наши потребители более оптимистично и позитивно настроены, чем потребители в соседних странах.
«Индекс потребительского доверия варьируется от 0 до 200 и учитывает оценку потребителей перспектив трудоустройства и состояния личных финансов в ближайшие 12 месяцев, а также их мнение о том, насколько сейчас подходящее время для приобретения необходимых и желаемых товаров. Самый низкий индекс в Южной Корее - 45, на Филиппинах и в Индии – странах, где потребители чувствуют себя счастливыми, в том числе в силу их менталитета, индекс 134 и 128 соответственно. Средний индекс потребительского доверия по всем странам, где проводится данное исследование, – 98 пунктов, поэтому индекс для Казахстана в 77 пунктов позволяет находиться в середине общего списка стран, но все же в более негативной зоне», – прокомментировала Виктория Плотницкая.