В рамках второй волны приватизации на торги выставлены 509 государственных объектов и компаний квазигосударственного сектора, 314 объектов и компаний уже проданы. 195 объектов сейчас находится на торгах. От их продажи республиканский бюджет, нацхолдинги и нацкомпании выручили 86,6 млрд тенге. Об этом сегодня на брифинге в Астане рассказал председатель Комитета государственного имущества и приватизации Минфина РК Эдуард Утепов, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Представитель Минфина пояснил, что средства распределились следующим образом: от продажи 19 объектов республиканской собственности поступило 7 млрд тенге. За 157 объектов коммунальной собственности удалось выручить 5 млрд тенге. И больше всего получили за 57 объектов национальные холдинги. Цена продажи составила 68 млрд тенге. Больше всего поступлений у ФНБ «Самрук-Казына».
Эдуард Утепов констатировал, что из 314 продаж больше всего приобрели граждане и индивидуальные предприниматели – 125 объектов. Юрлица приобрели 101 объект, выставленный в рамках второй волны приватизации. 87 компаний и объектов были приобретены совладельцами: речь идет о товариществах с ограниченной ответственностью. И один объект – энергетическая нацкомпания «КЕГОК», ее акции были проданы в рамках IPO.
Что касается географии продаж, то, как сообщил Утепов, ни одни регион не остался безучастным. Самую большую активность проявили покупатели из Алматинской и Костанайской областей. Если же говорить о продажах, то больше всего продали в Жамбылской и Актюбинской областях. Это в основном коммунальные объекты.
«Если посмотреть, что представляют из себя проданные объекты, то больше всего их реализовано среди тех, кто оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов. А также услуги в области общественного питания, языковой подготовки и центра здорового образа жизни. 47 объектов относится к центральным информационным службам: газетам, радио, то есть СМИ. Промышленность была представлена 36 объектами. И дальше шли компании и предприятия сельского хозяйства и строительства», - заявил глава Комитета госимущества и приватизации.
Он также уточнил, что 44 объекта коммунальной собственности в разных областях страны пока не выставлены на продажу, но это произойдет в ближайшее время.
«Единственным условием тендера по приватизации является сохранение профиля деятельности. Приняты ограничения по количеству торгов. Сейчас они не должны превышать трех раз, после чего объект подлежит реорганизации и ликвидации. На сегодня имеются два объекта, которые не были проданы в ходе трех торгов. К тому же регламентирован порядок стартовых цен объектов на первых двух торгах, которые позволят продать объекты в срок не более двух месяцев. Кроме того, в целях ускорения процесса приватизации сокращены сроки публикации в СМИ объявлений, и теперь вместо 30 дней эти сроки составляют 15 дней. Эти изменения позволяют придать мобильность продавцам государственной собственности», - перечислил новшества второй волны приватизации Эдуард Утепов.
Он напомнил, что 7 мая текущего года были внесены изменения в Гражданский кодекс и теперь преимущественное право покупки долей в ТОО не распространяется на объекты второй волны приватизации.
«Сейчас на нашей электронной торговой площадке находится 68 долей ТОО, на аукционах – 38, на тендерах – 27. На конкурсе еще три объекта. Более того, законом определено, что теперь продажи должны проводиться в электронном формате на веб-портале «Реестр государственного имущества». Он обеспечивает прозрачность торгов», - заверил Утепов.
Представитель Минфина подчеркнул, что для придания масштабности второй волне приватизации и ускорения ее процесса правительством принят новый комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. Сформированы перечни из 783 организаций, подлежащих продаже и передаче в конкурентную среду. Отличительной особенностью этого плана является включение в перечень крупных объектов, базовая стоимость которых составляет более 5 млрд тенге. Это так называемые топ-объекты, их всего 65. Общая балансовая стоимость топовых объектов составляет более 1,5 триллиона тенге. 12 из них находится в республиканской собственности, они стоят порядка 260 млрд тенге.
«Было принято решение, что по топовым компаниям для открытой конкурентной продажи и определения справедливой рыночной стоимости будут привлечены международные консультанты для проведения оценки и сопровождения сделок по приватизации. Реализация отдельных крупных компаний будет осуществляться стратегическим инвестором или путем вывода на фондовую биржу. Привлеченные консультанты будут работать со следующего года: у нас в бюджете заложены средства для них. Уже замечен большой интерес как со стороны инвесторов, так и компаний, которые предлагают свои услуги по оценке и сопровождению сделок», - добавил глава Комитета госимущества и приватизации.
Он упомянул, что главными критериями продажи государственных активов в частные руки являются социальные обязательства покупателей, внедрение новых технологий в производство купленных предприятий, современного менеджмента и наращивание объемов производства и выпуска продукции.
В свою очередь председатель правления АО «Информационно-учетный центр» Жанасыл Оспанов привел конкретные примеры продаж на электронной торговой площадке.
Так, по его словам, самый дорогой объект, который был продан на электронной торговой площадке, – это Казахстанский институт нефти и газа. Его цена составила 7 млрд 540 млн тенге.
В то же время самое большое количество шагов по увеличению цены сложилось при продаже одного из центров транспортного сервиса – 102 шага провели участники аукциона по повышению стоимости приватизируемого предприятия. А самым многочисленным по участникам торгов стал аукцион по продаже автомобиля «Тойота Камри» 2007 года выпуска, выставленного Атырауским городским отделом финансов – 401 участник торгов.
«Все объекты, которые сейчас поступают в государственную собственность в рамках уголовных дел по конфискату, в первую очередь предлагаются государственным органам. То есть нет смысла госорганам тратить деньги из бюджета на приобретение тех же самых автомобилей, если у государства есть возможность перераспределить эти автомашины. Так вот, если госорганы не проявили интерес к этим авто, то они однозначно будут выставлены на электронные торги», - прояснил ситуацию Жанасыл Оспанов.