В текущем году грузопоток в аэропорту Алматы упал на 22%, сообщил в интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz вице-президент по развитию и экономике АО «Международный аэропорт Алматы» Серик Мухтыбаев.
«Это (снижение грузопотока. – Ред.) связано с падением деловой активности. Этот процесс наблюдается и по всему миру. К примеру, подразделение KLM - грузовая авиакомпания Martin Air - вообще свернуло свою деятельность в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке. Они сделали акцент на полеты в Южную Америку и ЮАР», - сказал Серик Мухтыбаев.
Однако и без падения грузопотока аэропорт теряет деньги уже на регулярной основе. Когда в августе 2015 года страна перешла на плавающий курс национальной валюты, тарифы на услуги аэропортов остались в тенге. «Таким образом, иностранные компании фактически получили скидку в размере 50%», - сказал собеседник корреспондента Kapital.kz. По словам Серика Мухтыбаева, представители аэропорта официально обращались в Миннацэкономики с просьбой поддержать предложение по корректировке тарифов в части иностранных перевозчиков, однако этого не произошло.
«Хотя, например, в России с целью защиты отечественных перевозчиков устанавливаются раздельные тарифы, и Документом 9082 ИКАО при неустойчивой экономической ситуации разрешается устанавливать сборы в валюте отличной от национальной, что позволило бы компенсировать аэропортам убытки. В конечном итоге только аэропорт Алматы из-за курсовой разницы теряет по 1 млн долларов ежемесячно», - сказал Серик Мухтыбаев.
Правда, несмотря на эти потери, чистая выручка АО «Международный аэропорт Алматы», согласно данным KASE, за январь-июнь 2016 года составила 2,584 млрд тенге. В прошлом году за такой же период компания заработала 2,366 млрд, то есть на 218 млн меньше, чем теперь.
В итоге…
Как бы то ни было, вопрос о реконструкции терминала, который ставили в Комитете гражданской авиации, в аэропорту пока «заморозили». «Конечно, в настоящее время потребность в дополнительной площади по терминалу для улучшения качества обслуживания пассажиров есть, но это все упирается в отсутствие физических площадей. Выход в оптимизации всех процессов по обслуживанию воздушных судов и прилетающих/вылетающих пассажиров. Это, собственно, и позволяет максимально использовать возможности терминала», - сказал Серик Мухтыбаев.
Правда, к Универсиаде-2017, если верить акиму Бауыржану Байбеку, Алматы посетят еще минимум 30 тысяч человек – участников и зрителей. Серик Мухтыбаев считает, что аэропорт готов к этому. «При пиковых нагрузках аэропорта в 500 тыс. пассажиров в месяц (летние месяцы), с учетом времени проведения Универсиады (январь-февраль) и ожидаемого пассажиропотока в 300 тыс. пассажиров, имеется достаточный резерв для качественного обслуживания пассажиров. Для оптимизации производственных процессов в аэропорту в мае 2016 начали эксплуатацию системы «Кобра». Это позволило сократить время обслуживания воздушных судов и оптимально использовать трудовые и производственные мощности аэропорта. Аналогичная система была использована при проведении олимпийских игр в аэропорту города Сочи», - отметил Серик Мухтыбаев.
Напомним, что алматинский аэропорт является частным. 100% акций принадлежат нидерландской компании Venus Airport Investment B.V.
Справочно:
Ожидаемый пассажиропоток 2016 г. 4,5-5 млн человек в год, 150 самолетовылетов/сутки. Пиковая загруженность аэропорта - 577 тыс. пассажиров в месяц, минимальная 309 тыс. пассажиров, по данным на 2016 г. На февраль 2017 года резерв 268 тысяч пассажиров (ожидаемое количество участников и гостей Универсиады (60 тысяч). Также в аэропорту оборудовали дополнительный зал с 10 контрольно-пропускными пунктами для пограничной службы.