Согласно антикоррупционной стратегии республики на 2015–2025 годы опасность коррупции в квазигосударственном секторе сопоставима с ее масштабами в государственном секторе. В 2015 году общая сумма госзакупок составила 1,6 триллиона тенге, а сумма выявленных нарушений - 44,6 млрд тенге, то есть около 3% от общей суммы госзакупок. За эти действия к дисциплинарной ответственности привлечены 723 должностных лица, на 171 лицо наложены административные взыскания на сумму более 28 миллиардов тенге. Об этом сегодня в ходе пленарного заседания мажилиса заявил член Комитета по экономической реформе и региональному развитию Азат Перуашев, сообщает корреспондент центра деловой информации kapital.kz.
По словам Азата Перуашева, необходимо отметить, что в квазигосударственном секторе объем закупок, по некоторым оценкам, в 6-8 раз превышает закупки в самом госаппарате. Если взять за ориентир уровень нарушений в три процента от общей суммы закупок, как при госзакупках, то здесь объемы нарушений могут исчисляться сотнями миллиардов, но ответственности при этом, как правило, никакой.
«Например, при объеме закупок в фонде «Самрук-Казына» в 3,5 триллиона тенге в 2015 году за нарушения были наказаны 255 должностных лиц, то есть при объеме, в два раза большем, чем госзакупки, число привлеченных к ответственности в три раза меньше. Можно ли говорить, что в нацкомпаниях в три раза меньше берут, чем в госорганах? У нас есть большие сомнения на этот счет. Что касается наказаний – они вообще поражают своей лояльностью: три человека понижены в должности, 13 сотрудникам снижены премии, то есть премии за банальное хищение все-таки выплачены, хотя и ниже, чем другим, а 89 лиц получили выговоры, а остальным даже выговоры не стали объявлять, отделались замечаниями и предупреждениями», - высказался депутат Азат Перуашев.
Он отметил, что ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, ни одного бизнесмена от государства не заставили вернуть похищенные средства. Между тем, по мнению Азата Перуашева, именно через закупки квазигосударственного сектора происходит хищение госсредств и их вывод в офшорные зоны.
«При этом есть все основания предполагать, что фактические нарушения носят еще более масштабный характер. Бизнес-сообщество уже в открытую говорит о формировании системы корпоративной коррупции, когда участниками коррупционных схем выступают не государственные служащие, а должностные лица квазигосударственного сектора. Полагаем, что причиной ситуации служит тот факт, что в отличие от госзакупок регулирование закупочных процедур в квазигосударственном секторе определяется не законом, а лишь правилами самих холдингов и компаний», - предположил Азата Перуашев.
Он напомнил, что на неоднократные требования депутатов разработать закон о закупках, регулирующих аналогичные процедуры для нацкомпаний и предприятий с участием государства, правительство дважды ответило отказом. Прямым следствием такого отношения стало неоправданное разрастание госпредприятий и выдавливание частного бизнеса из многих секторов экономики.
«Отсутствие указанного закона приводит к занижению данных и сокрытию реальных масштабов корпоративной коррупции, недооценки ее паразитарного влияния на экономику и бюджет. Считаю такой подход совершенно недопустимым, поскольку предприятия квазигосударственного сектора распоряжаются государственными средствами, доверенными им обществом для решения задач государственной экономической политики, а не для личного обогащения. В этой связи депутаты просят рассмотреть вопрос если не разработки закона о закупках в государственном секторе экономики, то хотя бы введения административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и предприятий с участием государства за нарушения в сфере закупок путем внесения соответствующих дополнений в КоАП и УК РК», - предложил Азат Перуашев, обращаясь к премьер-министру Кариму Масимову.