Привлечение частных инвестиций в экономику страны зависит от восстановления банковского сектора. При этом участие банков второго уровня в финансировании инвестиций значительно упало с 16,5% в 2013 году до 6,3% в 2015 году. Рост кредитования экономики сдерживается в том числе высоким уровнем проблемных кредитов. Об этом в понедельник, 19 сентября, на правительственном часе в мажилисе заявил глава Миннацэкономики Куандык Бишимбаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По его словам, на 1 августа этого года доля неработающих займов составляет 8,2%. Однако такой уровень достигнут не за счет роста возвратности проблемных кредитов, а в основном путем их передачи в специально созданные БВУ организации.
«То есть банки передают неработающие кредиты своим дочерним организациям по управлению стрессовыми активами. Это позволяет им формально соблюдать целевое ограничение неработающих кредитов в 10%», - пояснил министр.
В этой связи, как отметил Бишимбаев, предстоит выполнить ряд мер, направленных на дальнейшее снижение доли государства и сокращение госфинансирования экономики, а также по возобновлению инвестиционной активности банковского сектора и частных инвесторов.
«У нас 40% инвестиций приходится на государственное финансирование. Тогда как в докризисные годы, например, в 2004-2005 годах, рост инвестиций составлял 30%, притом что по источникам финансирования доля государства не превышала 13%. Это обеспечивало экономический рост без нагрузки на бюджет и Национальный фонд. Нам предстоит вернуться к этому положению дел», - прокомментировал Куандык Бишимбаев.
В частности, по активизации процесса приватизации Кабинетом министров утвержден новый комплексный план приватизации на 2016-2020 годы. Он включает в себя перечни из 783 объектов приватизации, в том числе топ-65 крупных компаний, которые будут реализованы в приоритетном порядке. Это организации нефтегазовой, железнодорожной, атомной, энергетической и других отраслей экономики.
«Сегодня в рамках анализа товарных рынков определяются компании квазигосударственного сектора, действующие в конкурентной среде. Нам нужно провести повторную инвентаризацию подведомственных организаций министерств и ведомств с целью передачи их в конкурентную среду. Таким образом, перечень объектов приватизации будет дополняться. Конечная цель – снизить государственное участие в экономике до уровня стран ОЭСР, то есть до 15%.
Международный опыт показывает, что приватизация приводит к увеличению уровня возврата на капитал и инвестиции на 30-40%, к двукратному росту фондового рынка и повышению конкуренции», - констатировал глава экономического ведомства.
Еще одним фактором привлечения негосударственной ликвидности Куандык Бишимбаев назвал партнерские проекты с ведущими международными финансовыми организациями. В наши дни они в первую очередь направлены на развитие инфраструктуры. В том числе на реконструкцию более 3 тыс. 300 км автомобильных дорог, улучшение мелиоративного состояния орошаемых земель на площади более 380 тыс. гектар, обеспечение питьевой водой более 515 тыс. человек, а также развитие проектов ГЧП.
«Уже подписаны 18 соглашений на сумму свыше 1 млрд долларов. Еще девять соглашений на 500 млн долларов США ожидают подписания до конца года. На софинансирование проектов совместно с международными финансовыми организациями в 2015-2016 годах выделено 20,3 млрд тенге, из них в 2015 году – 8 млрд тенге, в 2016 году – 12,3 млрд тенге», - рассказал министр.
В то же время Бишимбаев отметил, что привлечение денег МФО напрямую скажется на положительном решении вопроса ограниченности бюджетных инвестиций из Нацфонда в реализацию основных направлений госпрограммы «Нурлы жол».
«В этой связи для достижения ключевых показателей к 2020 году взамен прямого бюджетного финансирования некоторых направлений их финансирование с 2018 года будет осуществляться за счет привлечения внебюджетных средств МФО», - заверил он.