Количество китайских компаний в Казахстане за три года выросло на треть, пишет старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова.
«Китай для любой экономики стран СНГ – желанный и приятный торговый партнер. Во-первых, китайские инвестиции не идут куда попало, азиатский бизнес отлично видит перспективу и умеет просчитывать риски. Во-вторых, Китай любит долгосрочные инфраструктурные и отраслевые инвестиции, срок обращения капитала в 20-25 лет его никогда не пугал. И в-третьих, Китай любит инвестировать много, с толком и помогать ресурсами и опытом», - уточняет эксперт.
Казахстан вполне удовлетворяет всем этим требованиям, считает Анна Бодрова. При этом, как подчеркивает аналитик, РК единственная среди стран СНГ без политических рисков, и «это способствует росту привлекательности для китайского бизнеса».
«Относительно сотрудничества в сфере природных ресурсов нет ничего удивительного, этот вопрос даже не требует пояснения. Но Китай идет дальше и инвестирует в пищевую промышленность, так как есть опыт, средства, цели и рынок сбыта. Новый капитал приходит в энергетику, что тоже вполне понятно, это выгодно и КНР, и Казахстану», - пишет Анна Бодрова.
При этом, по ее мнению, относительно новыми для азиатского бизнеса являются сектора строительства и торговли.
«В строительстве, вероятно, идет речь больше о технологических процессах и производстве расходных материалов. Это перспективная ставка, так как «дно» для девелопмента, вероятно, пройдено, и спрос на строительные материалы будет постепенно расширяться», - отмечает эксперт, добавляя, что развитие сферы торговли в части увеличения присутствия в совместном производстве продуктов также интересно Китаю.
Между тем, по мнению спикера, российский бизнес, в отличие от Китая, не несет в Казахстан деньги «полноводными реками», и сотрудничество между странами строится на партнерстве и взаимовыгодных условиях работы.
«Российские бизнесмены давно присутствуют в Казахстане, их закономерно больше, а их рыночная ниша прочнее. Это логично. Но поток инвестиций в отдельно взятый бизнес все равно ниже, чем это могли бы себе позволить китайские инвесторы. Российский бизнес работает в тех сферах, которые хорошо знает и понимает: сырьевой сектор, энергетика, транспорт. Вход в сельское хозяйство требует больших единовременных вложений, это можно делать и на своей территории», - пишет Анна Бодрова.
Интерес самого Китая к странам СНГ, как отмечает эксперт, «виден невооруженным взглядом» и укладывается в канву инициативы создания «Экономического пояса Шелкового пути», которая была представлена еще в 2013 году.
«Если вкратце, то это новый фокус внешнеэкономических связей Китая, новая модель сотрудничества между странами, основанная на многосторонних механизмах и структурах. Это более легкие торгово-экономические отношения и с Россией, и с Казахстаном, и с другими странами, с более глубоким проникновением в экономическую и бизнес-структуру. Чем прочее будут взаимные интересы, тем больше окажется финансовый «выхлоп». Китай всегда умел хорошо считать, планировать и договариваться», - заключает старший аналитик «Альпари».