Бизнес-модель виртуального оператора получает второе рождение. Недавно в России громко заявил о своем выходе на рынок виртуальный оператор «Атлас». Суть этого проекта заключается в том, что пользователи SIM-карт смогут совершать голосовые звонки в сотовых сетях и пользоваться мобильным интернетом, пополняя баланс только внутренней валютой — так называемыми «атласами», которые зарабатываются заказом пиццы, такси, покупками в интернет-магазинах и участием в других программах партнеров «Атласа», пишет 3dnews.ru. И это не первая попытка запуска виртуального оператора. По данным, озвученным Олжасом Бибановым, PR-директором Tele2 и ALTEL, количество абонентов, пользующихся услугами MVNO в России, превысило 1,1 миллион еще к середине 2010 года. На ноябрь 2014 года самым крупным виртуальным оператором был «Связной Мобайл», подключивший более 700 тыс. абонентов.
«Сама бизнес-модель таких операторов отнюдь не нова - совместно с базовым оператором используются общая сотовая сеть и коммутаторы, часто общая система биллинга. Такая схема работы позволяет виртуальному оператору исключить громадные капиталовложения, необходимые для построения и поддержания сотовой сети. «Атлас» прославился тем, что предлагает бесплатную связь на устройствах iOS. На самом деле «Атлас» является «условно бесплатным» оператором. Бизнес-модель строится на том, что клиент оплачивает услуги связи баллами, которые он получает за пользование партнерскими сервисами. Поэтому об устойчивости такой модели судить пока рано – пока она более ассоциируется с программой лояльности», - говорит Олжас Бибанов.
Но выход «Атласа» в Казахстан он воспринимает скептически – во-первых, потому что в ближайшей перспективе оператор планирует развернуться только в Москве и Санкт-Петербурге, во-вторых, потому что сети казахстанских операторов не располагают свободной емкостью, для того чтобы выделять ее под MVNO-операторов.
Перспектив у виртуальных операторов на нашем рынке нет, считает и Нуркен Халыкберген, эксперт в телекоммуникационной отрасли. «В нашей стране очень много переменных составляющих, препятствующих не только появлению бесплатной мобильной связи, но даже ее удешевлению», - отметил Нуркен Халыкберген.
Бесплатными, или, точнее, условно бесплатными, могут быть только виртуальные сотовые операторы, или MVNO-операторы, которые не владеют собственной инфраструктурой, а арендуют ее у других, традиционных операторов связи, чтобы предлагать абонентам ценовые планы под собственным брендом. MVNO-операторы работают на инфраструктуре традиционных операторов, они способны работать только тогда, когда могут закупать у традиционных операторов определенные объемы трафика и продавать абонентам sim-карты. По сути, объясняет Нуркен Халыкберген, перепродают трафик, купленный с дисконтом. Но они несут большие расходы на маркетинг, раскручивание бренда, развитие дилерской сети. «А традиционному оператору неинтересна каннибализация его абонентской базы», - добавляет он. Поэтому такая бизнес-модель в ближайшее время в Казахстане не появится.