Несколько заявлений еще до введения плавающего курса тенге в Казахстане сделали Всемирный банк и Международный валютный фонд. Их представители говорили, что тенге переоценен. При этом они положительно оценивают результаты той работы, которую провел Национальный банк РК вместе с правительством по введению свободно плавающего курса. И в связи с этим мы не должны и не будем ожидать снижения интереса иностранных инвесторов к казахстанской экономике. Наоборот, введение плавающего курса позволяет внешним инвесторам быть уверенными, что здесь есть возможности для более эффективного бизнеса. Об этом сегодня в Астане заявил исполнительный директор Ассоциации горно-металлургических предприятий (АГМП) Николай Радостовец, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Как полагает Николай Радостовец, во-первых, когда курс тенге так или иначе поддерживается Нацбанком, все понимают, что это не традиционный рыночный подход. Это временное явление, ведь потом все равно наступит оценка ситуации и курс изменится. Такие ожидания инвесторов всегда отпугивают.
Во-вторых, если Казахстан сейчас ввел плавающий курс, отечественная продукция станет дешеветь. И здесь необходимо учитывать опыт партнера по ЕАЭС –России. По словам Николая Радостовца, россияне благодаря снижению себестоимости, которое произошло во многом из-за введения плавающего курса рубля, смогли достичь конкурентоспособного спроса на свой товар на мировых рынках. И в целом, по составу затрат вышли, согласно последним данным информационных источников, с которыми ознакомился исполнительный директор АГМП на 4-е место по уровню себестоимости.
«То есть себестоимость их продукции стала наиболее конкурентоспособной. И вы видите сами, как российские товары очень активно хлынули в Казахстан за последний год. Поэтому для того, чтобы инвестору развивать производство, ослабление курса тенге большой плюс. Поэтому я убежден, что инвесторы сейчас больше будут заинтересованы в Казахстане, поскольку еще реализуются очень важные идеи, инициативы президента в рамках 100 конкретных шагах», – разъяснил свою позицию Николай Радостовец.
В свою очередь корреспондент центра деловой информации Kapital.kz спросил у исполнительного директора АГМП: какие преимущества получили предприятия горнорудной отрасли от введения свободно плавающего курса тенге? А также какие преимущества они получают от вступления Казахстана в ВТО? Наконец, если не сегодня, но завтра работники горно-металлургических предприятий все-таки попросят повышения заработной платы, то как тогда будет поступать работодатель – согласится или нет?
Отвечая на наш вопрос, Николай Радостовец заметил, что при вхождении Казахстана в ВТО экспортеры только выиграли. Выиграли тем, что у нас целый ряд рынков был закрытым из-за того, что мы, как не члены ВТО, были подвержены антидемпинговым пошлинам. В частности, для нас был практически закрыт американский и европейский рынок сбыта. Причем по целому ряду металлов эти пошлины составляли 280 – 300%. Как отметил Николай Радостовец, фактически такая пошлина закрывала целиком возможность продажи нашей продукции. Теперь для нас как членов ВТО эта пошлина не может быть больше 25-30%.
«То есть, даже если будут введены эти антидемпинговые пошлины по нашим металлам, мы в этой конкурентной борьбе будем способны продавать свою продукцию на все рынки стран-участниц ВТО. Поэтому для нас вхождение Казахстана в ВТО открыло целый ряд перспектив. Мало того, а с вхождением в Единое экономическое пространство с нашими соседями, экспортеры получили возможность рассчитывать на низкие тарифы для транспортировки грузов в порты через территорию Российской Федерации. Это большое достижение, которое мы получили с 1 января 2015 года», – констатировал исполнительный директор Ассоциации горно-металлургических предприятий.
Что касается заработной платы, то, как считает Николай Радостовец, в каждом трудовом коллективе вопрос зарплаты должен решаться администрацией вместе с работниками и профсоюзами в переговорном процессе. Все зависит от результатов этой работы. Определенные компании, естественно, поднимут заработные платы, но если экономика предприятия будет не на высоте, а сама компания убыточная, то, разумеется, ни о каком повышении и зарплаты говорить станет просто невозможно.
«Сейчас в горно-металлургическом секторе предприятия, если они экспортируют продукцию, то, соответственно, получают выручку в валюте, смотрят в будущее оптимистически. Но всегда нужно помнить, что они же закупают очень много той продукции, которая так или иначе связана с валютой, является импортируемой, а значит и ее цена тоже вырастает. Поэтому в данном случае экономику каждого предприятия сейчас просчитывают. Так что будем ожидать конкретных инициатив и предложений от работодателей и профсоюзов, но одно понятно, что рассчитывать в нынешних условиях, что предприятия горно-металлургического комплекса поднимут зарплаты, не стоит», – признал Николай Радостовец.
По его словам, на сегодняшний день самой главной задачей остается сохранение рабочих мест и обеспечение заработной платы на прежнем уровне, без ее сокращения. Он привел пример, что компания «АрселорМиттал» решила на 25 % сократить заработную плату, однако сейчас после введения плавающего курса тенге «Арселор» отказался от этой идеи и собирается выплачивать прежнюю зарплату в полном объеме.
В то же время с точки зрения привлечения потенциальных инвесторов в стране в настоящее время созрело несколько прогрессивных мер и инициатив. В частности, исполнительный директор АГМП подчеркнул, что сегодня принимаются очень серьезные решения в сфере трудовых отношений. По его словам, необходимо честно признать, что действующий в республике Трудовой кодекс, не давал возможность работодателю безболезненно освободиться от нерадивых работников. Их, как правило, восстанавливали по суду. И эти догмы не соответствовали рыночным требованиям. Сейчас же тот кодекс, проект которого внесут этой осенью в мажилис парламента, представляет собой кодекс страны с рыночной экономикой, которая вступила в ВТО. И в нем инвесторы уже находят целый ряд ответов на свои животрепещущие вопросы.
По сведениям Николай Радостовца в нем прописываются такие новеллы, как-то, что теперь работодатель имеет возможность самостоятельно устанавливать заработную плату, не советуясь с профсоюзом. А также работодатель будет иметь право уволить нерадивых работников без согласования с профсоюзом.
«Потому что во всех странах, где такие рыночные принципы реализуются, экономика более динамична и подвижна. Это не значит, что мы освобождаемся или отходим на задний план по нашим социальным гарантиям. Мы просто говорим о том, что вопросы трудовых отношений не должно решать государство. Оно не должно в них вмешиваться, их предстоит разрешать на уровне взаимоотношений администрации и профсоюзов на основе коллективных и индивидуальных договоров, роль которых заметно вырастет», – подытожил исполнительный директор Ассоциации горно-металлургических предприятий Николай Радостовец.