Министр национальной экономики Казахстана Ерболат Досаев подробно рассказал, что происходит с мировой и казахстанской экономиками. С места в карьер он отметил, что накануне цена на нефть «пробила» порог в 47 долларов США за баррель. Это в 2,5 раза меньше, чем самая высокая цена на нефть, которая котировалась на рынке в последние годы. По признанию министра, говорить о перспективах роста мировой экономики не приходится, так как Всемирный банк только в текущем году второй раз снизил прогноз роста – с 3% до 2,8%.
Как заявил Ерболат Досаев, если говорить о другой важной части в структуре экспорта Казахстана, то цены на основные металлы с конца прошлого 2014 года обвалились практически на 46%. То есть почти наполовину. Также продолжает снижаться спрос на нашу основную продукцию в связи с ухудшением положения на рынках соседей – в России и Китае. И эта перспектива будет долгосрочной.
«Экономика России находится в официальной рецессии, по итогам второго квартала падение составило 4,6%. По сравнению с первым кварталом это падение превышает более чем в два раза еще недавнее падение. По прогнозам всех международных организаций и рейтинговых агентств, в среднесрочной перспективе российская экономика окажется одной из самых слабых экономик среди развивающихся экономик мира. Рост составит лишь 0,5-1%», – констатировал министр Ерболат Досаев.
По его словам, если же говорить об экономических подходах Китая, то сегодня в Поднебесной активно осуществляется переход на новую модель экономики. Она называется «Новая реальность». В среднесрочной перспективе экономика Китая будет расти 6-7% в год. В долгосрочной – будет ее дальнейшее снижение до 5-6% роста. Если же говорить об объемах экспорта в направлении Китая, то по итогам первого полугодия экспорт Казахстана в Китай уменьшился более чем на 50%.
«Экспорт в целом у нас снизился на 44%. И почти на 20% снизился объем импорта. Все это является макроэкономическими предпосылками и говорит о том, что все тенденции кризиса, которые мы имеем сегодня, коренным образом отличаются от кризисов, которые были в 1997-99 годах и в 2007-2009 годах. Кризис затронул все отрасли в отличие от только секторального, как происходило в прошлые кризисы. И эта тенденция продолжается уже второй год. Раньше мы вели речь о коротких временных рамках. Сегодня констатируют, что, возможно, цена на углеводороды поднимется, но в настоящее время де-факто спрос и повышение спроса на мировом нефтяном рынке ежедневно составляет 3 млн баррелей в сутки. А запасы всех развитых стран на сегодня составляют 3,9 млрд баррелей. Это самый высокий объем баррелей, который когда-либо был за последние 18 лет», – написал достаточно удручающую картину министр национальной экономики Ерболат Досаев.
Исходя из этого правительство, по его словам, приняло решение, что именно системные меры и структурные преобразования в рамках «100 шагов» и «5 институциональных реформ», объявленных главой государства, являются самым важным элементом, кроме перехода к новой курсовой политике.
«Для нас очень важным остается то, что мы хотим получить в виде новых долгосрочных эффектов», – сказал Ерболат Досаев.
По его соображениям, базовым элементом реализации реформ является макроэкономическая ситуация и стабильность. А это в первую очередь зависит от денежно-кредитной политики и налогово-бюджетной политики государства.
Налоговая политика, по мнению Ерболата Досаева, будет развиваться в направлениях, объявленных президентом. А это вопрос кардинального изменения подходов. Так, сегодня рассматривается окончательный переход на налог с продаж. Также будут предложены меры по значительному улучшению таможенного и налогового администрирования и снижению барьеров для бизнеса в связи со стандартами развитых стран.
Если говорить о бюджетной политике, то, по оценке Ерболата Досаева, бюджет нынешнего года был сформирован на уровне 50 долларов за баррель. Этот прогноз оправдывается для Казахстана. Прогноз следующего года, который формируется в эти дни, – на уровне 40 долларов за баррель. Дефицит бюджета, по словам министра, согласно поручению президента, будет снижен до 1% к 2018 году. И будет обеспечен строго за счет объема внутреннего финансирования.
Новая индустриальная политика, как охарактеризовал ее глава министерства нацэкономики, представляет собой отказ от принципа промышленного патернализма, поддержки поголовно всех предприятий страны. Контракт между государством и бизнесом будет мерой, подтверждающей конкурентоспособность этого бизнеса. А это произойдет, когда компании возьмут обязательства с четким видением создания новых производств, повышения производительности, расширения и сохранения рабочих мест. В этом случае, по словам руководителя министерства национальной экономики, правительство поймет, где в стране находятся точки роста и что предстоит сделать.
Большой блок вопросов остается о перспективах сотрудничества с Китаем в части инициатив по созданию нового экономического пояса Великого шелкового пути. Программа, которая будет утверждена в рамках взаимодействия с КНР, принесет значительный эффект для казахстанской экономики в среднесрочной перспективе, потому что затронет все базовые отрасли. Эффект может быть не только от переноса производств, но и гарантирован новыми рынками сбыта.
По заверению Ерболата Досаева, укрепление частного капитала и снижение участия государства в бизнес-процессах являются главным приоритетом работы правительства. Будут значительно изменены меры антимонопольного регулирования, которые предполагают, что с 2017 года мы перейдем на стандарты ОЭСР. Кардинально изменится тарифная политика. Часть работы была уже начата в текущем году в области водоснабжения – восемь компаний перешли на долгосрочные предельные тарифы.
«И работу в этом направлении мы собираемся завершить до конца июля 2016 года. По остальным всем базовым монополиям работа будет завершена до конца 2016 года, когда полностью будет обеспечен переход на предельный тариф. Это означает как для казахстанского бизнеса, так и для инвесторов, четкие представления, что ждать от наших изменений в тарифных монополиях. Они смогут правильно планировать свои инвестиции», – заметил Ерболат Досаев, рассказывая о тарифах, которые теперь будут утверждаться более чем на один год.
Что же касается вопроса оздоровления казахстанских предприятий, то, по признанию министра, Казахстан отныне перейдет на самую передовую модель работы с предприятиями, которую позаимствует у США. Там в случае заявления о неплатежеспособности предприятия принимаются меры по составлению планов для его оздоровления, собираются кредиторы и дается возможность для того, чтобы предприятие осталось «живым».
«Сейчас же у нас в случае чего сразу же идет речь о ликвидации предприятия и распродажи его активов», – сделал замечание Ерболат Досаев.
Однако отныне правительство разворачивается на 180 градусов и дает возможность бизнесу элементарно выжить. Чтобы у этого бизнеса появился эффективный собственник либо он перешел под коллективное управление, либо поменял программу собственного развития.
Это и есть основные направления и подходы, которые кабинет министров планирует реализовать в рамках системных мер экономической политики.