По всем признакам до середины 2015 года новые автомобили в Казахстане будут дешеветь из-за девальвации российского рубля. Но перед дилерами стоит главный вопрос: снижать цены резко или постепенно?
Недавно в ходе посещения предприятий Западно-Казахстанской области, отвечая на вопрос телеканала «Астана», министр по инвестициям и развитию РК Асет Исекешев отметил: «Если мы не можем поддерживать отечественных производителей, предлагающих хороший качественный товар, это будет неправильно».
Кроме того, на вопрос о возможности господдержки казахстанского автопрома в случае дальнейшего удешевления российского рубля, министр подчеркнул: «Мы должны работать и поддерживать».
По его словам, «рыночные шоки бывают в любой стране, год, два, три, но мы не можем закрывать такие предприятия». «Сложности всякие бывают, но мы должны работать, поддерживать», - продолжил министр.
Еще раньше в интервью одному из казахстанских СМИ глава Astana Group Нурлан Смагулов сказал, что до середины 2015 года будет ощущаться влияние девальвации российского рубля на казахстанский авторынок. По его словам, автодилеры должны предложить потребителю «такие же условия, как в России». И отметил, что корректировка цен должна произойти за 1-2 месяца.
В принципе, казахстанские автодилеры многое потеряли, пока надеялись на лучшее. Так, когда в июне 2014 года российский рубль немного сдал и стоил 34,61 рубля за доллар, они, дилеры, никак не реагировали. Наверное, они полагали, что это явление временное и ситуация стабилизируется.
Когда в августе 2014 года курс рубля плавал между 35 и 37 рублями за доллар, казахстанские дилеры тоже ни о чем особом не задумывались. Еще немного, и рубль вернется к своим обычным значениям на уровне 32, и все будет хорошо.
Когда в сентябре 2014 года курс плавал в диапазоне 37-39 рублей за доллар, в Казахстане только вышли из летних отпусков, и потому позитива у тех же дилеров было более чем достаточно. Все эти августо-сентябрьские поползновения считались чем-то временным.
Когда в октябре 2014 года курс вырос до 43 рублей за доллар, вроде бы надо было реагировать, но казахстанские дилеры почему-то ничего не стали делать. Ждали стабилизации ситуации.
А потом к концу ноября 2014 года курс упал почти до 50 рублей за доллар. Если сравнивать с началом прошлого года, то рубль (32 рубля в январе) ослаб больше, чем на 50%. Но и тогда казахстанские дилеры ничего не предпринимали.
Когда к концу декабря 2014 года курс упал до 56 рублей за доллар, стало понятно, что он будет только падать, и до каких конкретно значений – никто не знал. Но и тогда Казахстан не проявлял беспокойства. Мол, все утрясется. Такое уже было, нефть падала, и должна скоро вырасти в цене.
Сейчас, в январе 2015 года, когда курс рубля преодолел границу в 65 рублей за доллар, прошло уже несколько месяцев, как жители северных, и не только, регионов Казахстана активно ездят в Россию, покупают там дома, квартиры, продукты и… автомобили.
То есть понятно, что в течение этих самых нескольких месяцев казахстанцы свои накопления тратили в России. Причем пока нет никаких исследований по суммам, которые ушли на российский рынок, но речь, видимо, идет о сотнях миллионах долларов.
Это именно те суммы, которые могли бы остаться внутри страны и работать на казахстанскую экономику. Это именно те суммы, которые бы позволили казахстанским дилерам избавиться от стоков 2013 и 2014 годов, освободить площадки для завоза автомобилей 2015 года. Это именно те суммы, которые бы могли оживить казахстанский авторынок, дать казахстанским дилерам возможность получить прибыль, заплатить налоги и резко увеличить спрос внутри страны. То есть развиваться и расти.
Как все устроено
Есть такое выражение: лучше поздно, чем никогда. Так вот, оно тоже не менее точно характеризует то, о чем говорил Нурлан Смагулов. Значит, отреагировав в январе 2015 года, казахстанские автодилеры могут догнать последний вагон отъезжающего поезда.
Могут.
Но сначала о том, что безвозвратно утеряно. О тех самых сотнях миллионах долларов, которые казахстанцы потратили на российских просторах. Так вот, если бы еще летом 2014 года казахстанские автодилеры просто-напросто привязали свои цены к ценам в России и снижали их по мере снижения в российских автосалонах, то к осени 2014 года они бы резко увеличили продажи. За несколько месяцев 2014 года и начало 2015 года казахстанские дилеры избавились бы от стоков 2013 года (за которые они заплатили еще в 2012 году), 2014 года и спокойно заказывали бы автомобили выпуска 2015 года.
И с выгодой.
Если посмотреть на динамику падения цен на новые автомобили в России, то понятно, что и сейчас, когда они упали на 6-7 тыс. долларов по автомобилям среднего ценового сегмента, они имеют прибыль. Значит, за время существования Таможенного союза и, пользуясь его режимом, они довольно существенно нарастили цены.
Причем ситуация была бы парадоксальной. Так, автомобили, произведенные в третьих странах (не в России, Казахстане или Беларуси), облагались как минимум 30%-ной таможенной пошлиной. Поэтому те же модели «Тойот», которые не собирали в России, продавались по цене минимум на 50% выше, чем цены производителя: пошлина плюс логистика, зарплата обслуживающего персонала и прибыль дилера.
Вместо того чтобы собираемые в странах Таможенного союза автомобили продавать по приемлемым ценам, производители делали простой арифметический расчет. Они исходили из цен на автомобили, ввозимые в Таможенный союз из третьих стран. Ну и дилеры добавляли свою маржу. Поэтому в автосалонах цены были заоблачными, и многие не понимали, почему такое происходит. Некоторые именно такой подход считают бизнесом.
И вот, после того как рубль упал, российские дилеры стали продавать автомобили дешевле, часто почти в 2 раза, и при этом получать прибыль. Значит, старые цены были заоблачными, а маржа – просто фантастической. Теперь многие стали понимать, почему автосалоны строились очень быстро и много.
Не все потеряно?
Теперь о том, что дилеры могут. То, что они делали раньше, было смешно и неинтересно. Путем акций, например, сигнализация, иммобилайзер или резина в подарок, они пытались всучить потребителям автомобили по цене, которая минимум в 2 раза выше, чем у производителя. У производителя из третьих стран. У производителя из стран Таможенного союза она была сразу завышенной.
Теперь, к январю 2015 года, казахстанские дилеры вспомнили об упущенной выгоде и зашевелились. Так, уже 21 января о снижении цен заявили некоторые автодилеры. Вопрос только в том, до каких значений она дойдет. Так или иначе, казахстанские дилеры вынуждены будут снижать стоимость до уровня цен, которые актуальны на российском рынке. Иначе они затоварятся, а казахстанцы будут нести свои деньги в российские автосалоны.
И здесь есть два варианта реагирования.
Первый заключается в том, чтобы побыстрее избавиться от автомобилей, которые сейчас заполонили, к примеру, всю Алматинскую область. В этом случае нужно быстро снижать цены до уровня ниже, чем в российских автосалонах, тем самым обеспечивая быстрый сбыт. Даже если маржа будет минимальной, можно избавиться от стоков, расчистить площадки и накопить ликвидность для новых покупок.
Второй заключается в том, чтобы снижать цены постепенно. В таком случае сложно будет наладить быстрый сбыт. Потребитель по мере снижения цен будет сравнивать их с российскими. Обмануть его не удастся.
По мне, так первый вариант наиболее оптимальный. Быстро избавиться от машин, деньги за которые уплачены в 2011, 2012, 2013 и 2014 годах, если будет маржа – хорошо, если вышли в ноль – тоже хорошо, но производители такую стратегию поймут и поддержат. Ведь им тоже людей кормить и бизнес развивать.