В последние 10 лет – с 2013 по 2022 год – автомобильный рынок Казахстана находился в стагнации. Об этом во время презентации результатов исследования рассказал аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
По данным Бюро нацстатистики, на 1 сентября 2023 года в Казахстане зарегистрировано 5,09 млн автотранспортных средств. Из них 88% или 4,47 млн приходится на легковые автомобили, 10% – на грузовые автомобили (507,5 тыс.), 2% – на автобусы (105,5 тыс.).
«По результатам 8 месяцев 2023 года прирост количества легковых автомобилей в РК составил 14,4%. Это больше, чем все результаты за последние 10 лет: прирост с 2013 по 2022 год равнялся 6,3%», – сообщил он.
Ансар Абуев обратил внимание, что показатель обеспеченности населения легковыми автомобилями в Казахстане при этом остается низким – 22,5 автомобиля на 100 человек. «Это, например, ниже, чем в России, где данный показатель составляет больше 33 автомобилей на 100 человек», – рассказал он.
Автомобильный парк Казахстана стареет. «Если автомобилей старше 20 лет в стране 47%, то старше 10 лет – уже 70%», – пояснил аналитик Freedom Finance Global.
По его словам, доля бензиновых авто в Казахстане составляет 88%. «В Мангистауской области этот показатель ниже 50%», – подчеркнул Ансар Абуев. Он добавил, что в стране произошел бум электромобилей, доля которых за 8 месяцев 2023 года выросла в шесть раз: с 812 в начале года до 5075 на 1 сентября 2023 года. «При этом около 60% электромобилей приходится на Алматы», – замечает он.
По словам аналитика, у Toyota продолжают снижаться продажи. «Народная марка именно в новых продажах сейчас довольно-таки сильно уступает и «корейцам», и Chevrolet, и китайским автомобилям», – говорит спикер. Он утверждает, что каждый четвертый новый проданный автомобиль в Казахстане в 2023 году – китайский.
Средний возраст автомобиля в РК на август 2023 года – 14,3 года. «Доля автомобилей старше 20 лет составила 35,6%, от 10 до 20 лет – 26,4%, от 7 до 10 лет – 16,8%», – уточнил Ансар Абуев.
Во время комплексного исследования компания провела онлайн-опрос 1021 жителя РК старше 18 лет, которые имеют опыт управления автомобилем и принимают решение о его покупке. Подавляющее большинство респондентов имеют в собственности семьи один (82,9%) или два (15,8%) автомобиля. Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных. Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5%). В Шымкенте этот показатель составляет 75%, в Астане – 72,8%. Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25%, соответственно). В топ-5 популярных марок автомобилей, которые есть в собственности казахстанских семей, входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%).
«Каждый четвертый участник опроса приобретает автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%)», – сообщил аналитик Freedom Finance Global. Реже всего казахстанцы приобретают машины в частных шоурумах автомобилей с пробегом (1,4%), отделах Тrade-in официальных дилеров (2,1%) и у частных компаний, которые доставляют автомобили из другой страны (3,7%). Участники опроса, как пояснил Ансар Абуев, заявили, что для них легче и выгоднее продать автомобиль на вторичном рынке, чем через отделы Тrade-in официальных дилеров.
В плане будущих покупок наиболее востребованный тип кузова по результатам опроса (33,2%) – городской кроссовер (паркетник). Это говорит о смене настроений потребителей, считают во Freedom Finance Global. Седан планируют купить 27,5% опрошенных.
«Молодежь – 18 лет-24 года – предпочитает «немцев». А самая возрастная группа – от 54 лет и выше – «китайцев». Это было для нас открытием. Кажется, что эта возрастная группа должна быть наиболее консервативной, то есть в автомобиле должны быть «крутилки» и физические кнопки, то есть меньше электроники. А китайские автомобили, сами знаете, «напичканы» электроникой», – делится данными аналитик Freedom Finance Global. О предпочтениях молодежи Ансар Абуев сказал, что речь о новых автомобилях не идет, потому что «немецкий автопром – это довольно дорогие машины».
Ансар Абуев также представил экспертную оценку автомобильного рынка Казахстана. «Эксперты считают, что активная фаза роста продаж и потребления уже пройдена. В ближайшие пару лет, по их словам, ожидается стагнация рынка, причем как вторичного, так и первичного», – сказал он. Спикер отметил, что по оценке участников интервью, 20-30% современных продаж происходят в рамках параллельного импорта в соседние страны.
«В последние годы и на сегодняшний день спрос на автомобили в Казахстане значительно превышает существующее предложение в плане доступной для среднестатистического покупателя цены. Казахстанцы хотят купить автомобиль, но при этом ждут варианты, которые будут им по карману», – обращает внимание Ансар Абуев.
Во Freedom Finance Global прогнозируют, что динамика цен на автомобили будет расти в 2024 году и зависеть от показателя инфляции. Аналитики компании ожидают повышения цен на авто на 12–17%. При этом, по их прогнозам, темпы роста авторынка снизятся в 2024 году вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останутся относительно высокими для локального рынка.
По прогнозам экспертов-участников интервью, в 2024 году автомобильный рынок Казахстана ожидает замедление роста продаж. Однако многие из них отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки, и как следствие – повышение доступности кредитов для населения. Участники интервью полагают, что экспансия китайского автопрома напрямую повлияет на снижение востребованности автомобилей других стран-производителей. Прогнозируется рост потребительского спроса на новые автомобили, а также повышение стоимости машин на 10–20%. Эксперты также ожидают снижение потребительского спроса на подержанные автомобили.