USD
491.71₸
EUR
529.97₸
RUB
5.05₸
BRENT
73.90$
BTC
80568.30$
+3998.000

Доля электромобилей в РК выросла в шесть раз за 8 месяцев 2023 года

Freedom Finance Global представила исследование казахстанского автомобильного рынка

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

В последние 10 лет – с 2013 по 2022 год – автомобильный рынок Казахстана находился в стагнации. Об этом во время презентации результатов исследования рассказал аналитик Freedom Finance Global Ансар Абуев, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

По данным Бюро нацстатистики, на 1 сентября 2023 года в Казахстане зарегистрировано 5,09 млн автотранспортных средств. Из них 88% или 4,47 млн приходится на легковые автомобили, 10% – на грузовые автомобили (507,5 тыс.), 2% – на автобусы (105,5 тыс.).

«По результатам 8 месяцев 2023 года прирост количества легковых автомобилей в РК составил 14,4%. Это больше, чем все результаты за последние 10 лет: прирост с 2013 по 2022 год равнялся 6,3%», – сообщил он.

Ансар Абуев обратил внимание, что показатель обеспеченности населения легковыми автомобилями в Казахстане при этом остается низким – 22,5 автомобиля на 100 человек. «Это, например, ниже, чем в России, где данный показатель составляет больше 33 автомобилей на 100 человек», – рассказал он.

Автомобильный парк Казахстана стареет. «Если автомобилей старше 20 лет в стране 47%, то старше 10 лет – уже 70%», – пояснил аналитик Freedom Finance Global.

По его словам, доля бензиновых авто в Казахстане составляет 88%. «В Мангистауской области этот показатель ниже 50%», – подчеркнул Ансар Абуев. Он добавил, что в стране произошел бум электромобилей, доля которых за 8 месяцев 2023 года выросла в шесть раз: с 812 в начале года до 5075 на 1 сентября 2023 года. «При этом около 60% электромобилей приходится на Алматы», – замечает он.

Доля электромобилей в РК выросла в шесть раз за 8 месяцев 2023 года 2703449 - Kapital.kz

По словам аналитика, у Toyota продолжают снижаться продажи. «Народная марка именно в новых продажах сейчас довольно-таки сильно уступает и «корейцам», и Chevrolet, и китайским автомобилям», – говорит спикер. Он утверждает, что каждый четвертый новый проданный автомобиль в Казахстане в 2023 году – китайский.

Средний возраст автомобиля в РК на август 2023 года – 14,3 года. «Доля автомобилей старше 20 лет составила 35,6%, от 10 до 20 лет – 26,4%, от 7 до 10 лет – 16,8%», – уточнил Ансар Абуев.

Доля электромобилей в РК выросла в шесть раз за 8 месяцев 2023 года 2703452 - Kapital.kz

Во время комплексного исследования компания провела онлайн-опрос 1021 жителя РК старше 18 лет, которые имеют опыт управления автомобилем и принимают решение о его покупке. Подавляющее большинство респондентов имеют в собственности семьи один (82,9%) или два (15,8%) автомобиля. Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных. Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5%). В Шымкенте этот показатель составляет 75%, в Астане – 72,8%. Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25%, соответственно). В топ-5 популярных марок автомобилей, которые есть в собственности казахстанских семей, входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%).

Доля электромобилей в РК выросла в шесть раз за 8 месяцев 2023 года 2703454 - Kapital.kz

«Каждый четвертый участник опроса приобретает автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%)», – сообщил аналитик Freedom Finance Global. Реже всего казахстанцы приобретают машины в частных шоурумах автомобилей с пробегом (1,4%), отделах Тrade-in официальных дилеров (2,1%) и у частных компаний, которые доставляют автомобили из другой страны (3,7%). Участники опроса, как пояснил Ансар Абуев, заявили, что для них легче и выгоднее продать автомобиль на вторичном рынке, чем через отделы Тrade-in официальных дилеров.

Доля электромобилей в РК выросла в шесть раз за 8 месяцев 2023 года 2703456 - Kapital.kz

В плане будущих покупок наиболее востребованный тип кузова по результатам опроса (33,2%) – городской кроссовер (паркетник). Это говорит о смене настроений потребителей, считают во Freedom Finance Global. Седан планируют купить 27,5% опрошенных.

«Молодежь – 18 лет-24 года – предпочитает «немцев». А самая возрастная группа – от 54 лет и выше – «китайцев». Это было для нас открытием. Кажется, что эта возрастная группа должна быть наиболее консервативной, то есть в автомобиле должны быть «крутилки» и физические кнопки, то есть меньше электроники. А китайские автомобили, сами знаете, «напичканы» электроникой», – делится данными аналитик Freedom Finance Global. О предпочтениях молодежи Ансар Абуев сказал, что речь о новых автомобилях не идет, потому что «немецкий автопром – это довольно дорогие машины».

Доля электромобилей в РК выросла в шесть раз за 8 месяцев 2023 года 2703459 - Kapital.kz

Ансар Абуев также представил экспертную оценку автомобильного рынка Казахстана. «Эксперты считают, что активная фаза роста продаж и потребления уже пройдена. В ближайшие пару лет, по их словам, ожидается стагнация рынка, причем как вторичного, так и первичного», – сказал он. Спикер отметил, что по оценке участников интервью, 20-30% современных продаж происходят в рамках параллельного импорта в соседние страны.

«В последние годы и на сегодняшний день спрос на автомобили в Казахстане значительно превышает существующее предложение в плане доступной для среднестатистического покупателя цены. Казахстанцы хотят купить автомобиль, но при этом ждут варианты, которые будут им по карману», – обращает внимание Ансар Абуев.

Во Freedom Finance Global прогнозируют, что динамика цен на автомобили будет расти в 2024 году и зависеть от показателя инфляции. Аналитики компании ожидают повышения цен на авто на 12–17%. При этом, по их прогнозам, темпы роста авторынка снизятся в 2024 году вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останутся относительно высокими для локального рынка.

По прогнозам экспертов-участников интервью, в 2024 году автомобильный рынок Казахстана ожидает замедление роста продаж. Однако многие из них отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки, и как следствие – повышение доступности кредитов для населения. Участники интервью полагают, что экспансия китайского автопрома напрямую повлияет на снижение востребованности автомобилей других стран-производителей. Прогнозируется рост потребительского спроса на новые автомобили, а также повышение стоимости машин на 10–20%. Эксперты также ожидают снижение потребительского спроса на подержанные автомобили.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.