В целях развития сотрудничества в сфере транзитных перевозок в предстоящем году одним из первых проектов для развития логистического рынка Казахстана в Астане будет открыт транспортно-логистический центр, сообщает АО «НК «Казахстан темiр жолы». Они создадут необходимую логистическую инфраструктуру для хранения, переработки и консолидации грузов. Склады будут оснащены оборудованием, которое позволит перерабатывать пищевые и промышленные грузы. Общий объем инвестиций в него составит порядка 60 млрд тенге.
Логистический рынок в настоящее время переживает стадию стремительного развития не только в Казахстане, но и во всем мире. Развитость логистического спектра хорошо повлияет на уровень экономики страны в целом. Более того, логистический рынок является очень актуальным бизнесом и играет немаловажную роль в индустриальном развитии страны.
«Логистика актуальна всегда. И в прошлом, и сейчас. Когда-то люди заселялись рядом с садами и реками или кочевали с места на место. Это все было вызвано удешевлением логистики. Сейчас же человек может позволить себе строить города в безводных, засушливых районах из-за добываемых там полезных ископаемых или обеспечения логистики на промежутке в комфортных условиях», - поясняет исполнительный директор ТОО "Ай-Транссервис" Имашев Марат.
Как страна, входящая в Таможенный союз, Казахстану необходимо усовершенствование логистической сферы. Развитость логистики в экономики влияет более чем на 10-15% ВВП, что немаловажно для страны с растущей экономикой.
В Послании главы государства народу Казахстана в стратегии «Казахстан-2050» и новой экономической политики «Нұрлы Жол»поставлена задача увеличить вдвое транзитные перевозки через Казахстан к 2020 г. и в 10 раз к 2050 г. «Будет сделан огромный упор на развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов», - подчеркнул Нурсултан Назарбаев
На сегодняшний день главным проектом отрасли является программа «Западная Европа – Западный Китай», для реализации которой выделили $187 миллионов. В рамках этой программы будет построен международный транзитный автокоридор, который будет связывать не только Китай, Казахстан и Россию, но и страны Центральной Азии – Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан. В дальнейших планах есть возможность вывести на нее Туркменистан и страны Ближнего Востока.
Но выгодно ли Казахстану заниматься логистическим бизнесом?
«Государству вообще невыгодно заниматься никаким бизнесом, а не только логистикой. У государства проблем выше крыши. Экономическая реформа, пенсионная реформа, реформы в области образования. Что ни отрасль, то реформа. Участие государства в бизнесе должно заканчиваться регулированием. То есть созданием правил игры для участников. И все. На этом участие государства должно заканчиваться. Государству в логистическом бизнесе должны принадлежать только дороги: автотрассы, магистральные железнодорожные сети и воздушные трассы. Логистикой должны заниматься частные компании. Создание государственных перевозочных или логистических компаний приведет к неравным условиям. Госкомпании могут пользоваться потенциалом государства. Но если они понесут убытки, то они тоже будут за счет казны государства»,- прокомментировал Имашев Марат.
По
данным Ассоциации национальных экспедиторов Республики Казахстан, около
98% рынка транспортно-экспедиторских услуг приходится на долю экспедиторов - резидентов Казахстана, остальные 2% выполняют иностранные компании. Это является хорошим
показателем:
чем больше на рынке будет отечественных компаний, тем продуктивней это скажется
на нашей экономике. Отечественные экспедиторы
организуют порядка 60% экспортных, 40% импортных и 100% транзитных перевозок
грузов, доставляемых железнодорожным транспортом Казахстана.
По статистике, мы видим, что за последние 7 лет логистический рынок Казахстана находится в постоянной динамике. Все отрасли логистической сферы совершенствуются с каждым годом, но все же наименьший процент развитости за этот период приходится на морские перевозки, хотя на территории страны имеется развивающийся порт.
По мнению эксперта KAZLOGIST в области транспортно-логистического образования, главной проблемой неразвитости морских транспортных путей является следующий ряд причин: нет схем карьерного роста для моряков (командного и рядового состава); отсутствие прав дипломирования моряков; недостаток возможности выдачи или получения морских паспортов/удостоверения в РК, которые соответствуют международным требованиям. Более того, в случае если РК не вступит в белый список ММО либо вступит позднее 2016 года, это ставит под угрозу дальнейшее существование международно - признанного морского образования в Казахстане и обеспечение рабочими местами выпускников, утверждает эксперт.
В целом логистический рынок Казахстана находится в активном развитии. Но все же в своем развитие сильно отстает от зарубежных стран. Так что же нужно делать стране, чтобы достичь таких же высоких результатов, как у наших зарубежных экономических партнеров?
«В первую очередь нужно создавать условия для развития вообще бизнеса. Строить дороги, а точнее коридоры. Юг - Запад в принципе уже есть. Юг-Север (через Центр). И Восток. И Юг-Запад через Центр. Мы должны сделать так, например, чтобы осуществить поставки из Алтайского края в Астраханскую или Волгоградскую области, было выгодно использовать маршрут через Казахстан, чем внутри России. Для этого нужны не только дороги, а сеть услуг на трассе, где созданы условия для ремонта большегрузных автомобилей, отдыха водителей, перевода денег и прочих сопутствующих услуг, создающих комфорт для развития рынка логистических услуг», - пояснил Имашев Марат.
Тем не менее в целях развития логистического рынка в Казахстане разрабатываются различные стратегии и планы.
В новой экономической политике «Нұрлы Жол» предусмотрено выведение логистического рынка Казахстана на мировой уровень. Для этого будут формироваться новые транспортно-логистические узлы, создаваться благоприятные условия для развития транзитного потенциала страны, также будут создаваться мультимодальные транспортные коридоры, обеспечивающие технологическое взаимодействие между всеми видами транспорта в процессе организации и осуществления перевозок пассажиров и грузов на основе модифицированной модели меридионального и широтного расположения.