В Казахстане в январе-ноябре 2013 года произведено 2,453 миллиона тонн моторного топлива (бензин, в том числе авиационный), что на 5,9% меньше, чем в аналогичном периоде 2012 года. Об этом сообщило Агентство республики по статистике.
Кроме того, по данным Статагентства, в республике в отчетном периоде произведено 4,658 миллиона тонн дизельного топлива (рост на 8,9%), 3,410 миллиона тонн топочного мазута (снижение на 3,7%).
В Казахстане в настоящее время работает три крупных нефтеперерабатывающих завода: Павлодарский, Атырауский и Шымкентский.
Ситуация на топливном рынке Казахстана зависит исключительно от нефтедобывающих компаний и налоговой политики государства. Однако применяемые меры не оказывают на рынок положительного действия. Скорее наоборот, попытки властей избавить страну от дефицита бензина ведут к ухудшению качества топлива и росту цен на него, пишет OilNews.kz.
Одна из причин роста цен в поставках топлива. Крупные компании берут бензин у себя по своим, закрытым для посторонних, ценам. Розничным продавцам приходится идти на нефтебазы, так как НПЗ не работают в рознице. Это дополнительные расходы: на нефтебазах цены выше, чем на НПЗ. Плюс аренда бензовозов и необходимость наличия у владельцев АЗС свободных средств для предоплаты.
Высокая стоимость бензина в стране объясняется и устарелостью и низкой эффективностью нефтеперерабатывающих заводов. Так, если на предприятиях США из тонны нефти получают 420 литров бензина, то в Казахстане втрое меньше. Но главное, это некорректность и сложность самой формулы расчета розничных цен на нефтепродукты. Последнее повышение цен на бензин, как признался глава АРЕМ, стало результатом дефицита топлива, а не роста стоимости барреля нефти на мировом рынке. Однако, после снятия ограничений на импорт топлива из России, дефицит ГСМ ликвидирован, но никто не собирается возвращать цену на бензин к исходному уровню. Несмотря даже на то, что стоимость барреля нефти ниже его стоимости в октябре 2012 года, когда, например, цена литра АИ-92 была установлена на уровне 110 тенге.