Рост цен на АИ-92 обогатил отечественных недропользователей, продавцов ГСМ и многочисленных посредников между ними – такое мнение упорно бытует среди населения. Но так ли обстоят дела на самом деле?
С импортом, который по АИ-92 составляет 30%, все понятно – мы привязаны к российским ценам. В РФ тонна самой ходовой марки топлива стоит в среднем 40 тыс. рублей за тонну. Надо ли удивляться, что при курсе 4,1 тенге за рубль и, следовательно, оптовой цене литра в 125 тенге поставка в Казахстан невозможна по меньшим ценам?
Посмотрим, из чего складывается стоимость местного ГСМ. К полученной себестоимости производства сырья прибавляются затраты на переработку нефти (тариф НПЗ) и акциз на бензин. Как известно, отечественные нефтеперерабатывающие заводы находятся в процессе модернизации, призванной насытить внутренний рынок высокооктановым бензином, которая должна завершиться не позднее 2017 года. Реконструкция требует привлечения капитальных затрат, а значит, НПЗ жизненно необходимо увеличивать прибыль. Возможность у них для этого одна – повысить стоимость предоставляемых услуг, что и произойдет уже в октябре. На Атырауском НПЗ запланирован рост тарифов переработки на 203%, на Павлодарском НХЗ – на 85%. Ожидается, что ставка акциза на бензин и дизтопливо, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, также возрастет в самое ближайшее время.
В таких условиях «нетбэк» (равнодоходная цена с внешними рынками, цена внешнего рынка минус экспортная пошлина и минус стоимость транспортировки от НПЗ до получателя) недропользователей при переработке нефти на АНПЗ снизится почти на 70%, на ПНХЗ – почти на 20%. При этом согласно производственной программе трех нефтеперерабатывающих заводов, утвержденной правительством, на НПЗ в 2015 году должно быть поставлено 15 млн тонн нефти (кстати, работа в этом направлении ведется на опережение, что позволило увеличить производство бензина марки АИ-92 по итогам 8 месяцев на 2,67%). А значит, снижение «нетбэка» должно быть компенсировано за счет повышения цен на АИ-92. Условия диктует рынок.
По данным экспертов, оптовая цена на топливо на 61% состоит из цены недропользователя, 22% приходится на переработку нефти, 16% – на налоги. Несложно подсчитать, что доход оптовика составляет оставшийся 1%. Вряд ли с такой долей можно говорить о его невиданном обогащении. Да и посредников на бензиновом рынке не так много, как принято считать хотя бы потому, что он жестко регламентирован законом «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов». Согласно документу нефть на нефтеперерабатывающий завод может поступить только та, что куплена напрямую у недропользователя. Реализация же нефтепродуктов, полученных в результате переработки нефти на НПЗ, производится «в одни руки» – одному оптовому поставщику. Как видим, муссирующиеся мнения о рынке ГСМ зачастую ошибочны, и рост цен всего лишь реалии рыночной экономики. А учитывая, что вслед за долларом правительство «отпустило» в свободное плавание и розничные цены на популярную марку бензина АИ-92/93, то возникает вопрос: есть ли необходимость в государственном регулировании оптовой стоимости топлива? Сейчас эта тема, к слову, активно лоббируется в различных кругах.
Напомним, 4 сентября правительство Казахстана приняло решение отказаться от удерживания предельных цен на ГСМ. АИ-92 подорожал до 130 тенге за литр. Тем самым были созданы условия для ввоза в страну достаточного количество топлива и предотвращен его масштабный дефицит. По данным министра энергетики РК Владимира Школьника, сейчас запасы самой ходовой марки топлива в стране составляют 214 тыс. тонн. Для сравнения: в прошлом году этот показатель был равен всего 90 тыс. тонн.