USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.58$
+0.130
BTC
98569.00$
+525.100

В РК надо разобраться с оптовыми ценами на бензин

Бензин дорожает не на уровне розничной сети, а именной в сфере оптовой продажи топлива

Share
Share
Share
Tweet
Share
В РК надо разобраться с оптовыми ценами на бензин - Kapital.kz

Ситуация на топливном рынке Казахстана зависит исключительно от нефтедобывающих компаний и налоговой политики государства. Однако применяемые меры не оказывают на рынок положительного действия. Скорее наоборот, попытки властей избавить страну от дефицита бензина ведут к ухудшению качества топлива и росту цен на него, пишет OilNews.kz.

Одна из причин роста цен в поставках топлива. Крупные компании берут бензин у себя по своим, закрытым для посторонних, ценам. Розничным продавцам приходится идти на нефтебазы, так как НПЗ не работают в рознице. Это дополнительные расходы: на нефтебазах цены выше, чем на НПЗ. Плюс аренда бензовозов и необходимость наличия у владельцев АЗС свободных средств для предоплаты.

Высокая стоимость бензина в стране объясняется и устарелостью и низкой эффективностью нефтеперерабатывающих заводов. Так, если на предприятиях США из тонны нефти получают 420 литров бензина, то в Казахстане втрое меньше. Но главное, это некорректность и сложность самой формулы расчета розничных цен на нефтепродукты. Последнее повышение цен на бензин, как признался глава АРЕМ, стало результатом дефицита топлива, а не роста стоимости барреля нефти на мировом рынке. Однако, после снятия ограничений на импорт топлива из России, дефицит ГСМ ликвидирован, но никто не собирается возвращать цену на бензин к исходному уровню. Несмотря даже на то, что стоимость барреля нефти ниже его стоимости в октябре 2012 года, когда, например, цена литра АИ-92 была установлена на уровне 110 тенге.

Между тем, ранее заявлялось, что АРЕМ утверждает предельную цену на топливо по формуле, приведенной в правилах от 2 марта 2012 года № 287. В этой формуле учитываются такие факторы как мировая котировка нефти, экспортная таможенная пошлина, курс доллара, расходы по хранению и транспортировке нефти, затраты по розничной реализации нефтепродуктов. В формулу введены расходы на доставку нефти из Италии в Казахстан, хотя на отечественных НПЗ перерабатывается практически только казахстанское и западно-сибирское сырье. И если следовать всем условиям формулы, то предельная цена на горючее должна быть заметно выше, чем мы это видим на АЗС.

Но и при этом бензин в Казахстане по отношению к средней зарплате один из самых дорогих среди нефтедобывающих стран. Если житель Норвегии (где цена бензина около 2 доллара за литр) на свою среднюю зарплату может приобрести свыше 2 тыс. литров бензина, то гражданин Казахстана – около 700 литров. Поэтому, согласно экспертным оценкам, семья из четырех человек у нас тратит на бензин, в среднем, 10% от доходов, а в западных странах этот показатель составляет всего 1-2%.

Литр топлива в нашей стране стоит почти в 40 раз дороже, чем в Венесуэле, в 25 раз дороже, чем в Туркмении, в 5 раз дороже, чем в Саудовской Аравии. Дело в том, что в этих странах не берут налоги с производителей топлива и даже их дотируют. Вместе с тем у занимающей 8 место в рейтинге стран по добыче нефти Бразилии стоимость литра бензина составляет 1,5 доллара.

Объективно сравнивать цены на бензин в различных странах довольно сложно. Этому препятствуют как существенно отличающиеся уровни доходов населения и налоговой нагрузки на бензин в системах налогообложения, так и практики регулирования цен на топливо. К примеру, доля налогов в стоимости автомобильного топлива в США составляет 15% от розничной цены на бензин, в странах ЕС – 70-80%, в России – 55-65%. В частности, если в импортирующей нефть Германии акциз составляет 0,7 евро плюс 19% НДС, то в США акциз составляет менее 10 центов/ литр, а НДС вообще не применяется. В России акцизный сбор, в зависимости от октанового числа бензина, составляет от 5,1 до 5,9 тыс. рублей за тонну.

В Казахстане, по недавним данным, около 45% стоимости литра бензина приходится на цену сырой нефти. Остальное — стоимость переработки нефти в автомобильное горючее, торговая надбавка посредников и продавцов, а также налоги и прочее. Следует отметить, что, по оценкам экспертов, стоимость переработки нефти у нас достигает 30% от стоимости конечного продукта, тогда как в развитых странах эти затраты вдвое меньше.

Таким образом, для того чтобы потребители в Казахстане имели возможность приобретать топливо без лишней накрутки, необходимо разобраться со всей цепочкой его ценообразования в стране. В частности, Казахстанская топливная ассоциация с апреля 2012 года поднимает вопрос о необходимости регулирования цен оптовых поставщиков. И это понятно. Сговор возникает не на уровне розницы, а на уровне оптового звена, поскольку цены диктуют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Поэтому чтобы добиться снижения цен на нефтепродукты, нужно работать именно с ними. Тем более, что для воздействия на ВИНК у государства есть все рычаги.

Законодательно необходимо разработать и принять методику расчета оптовых цен на нефтепродукты и маржи для розницы. Однако решение этого вопроса затягивается, поскольку ни одно из профильных ведомств не желает им заниматься. А ведь государственные органы (в том числе и МНГ) еще в марте текущего года поддержали необходимость введения законодательного регулирования оптовых цен на нефтепродукты.

Еще один фактор: система налогообложения в стране, которая исполняет исключительно фискальные функции. Необходимо грамотное снижение налоговой нагрузки. К примеру, в зависимости от нефтяных котировок на мировом рынке поднимать экспортные пошлины, но снижать налоги на топливо внутри страны. Таким образом, при росте стоимости барреля — увеличивать экспортную пошлину, но снижать акциз и нефтяники будут компенсировать свои потери от роста пошлины уменьшением акциза. В результате исчезнет необходимость поднимать цены на бензин внутри страны. Кроме того, следует законодательно закрепить обязательное резервирование нефтепродуктов на внутреннем рынке и публиковать в Интернете информацию об их наличии на НПЗ и нефтебазах

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.