Ситуация на топливном рынке Казахстана зависит исключительно от нефтедобывающих компаний и налоговой политики государства. Однако применяемые меры не оказывают на рынок положительного действия. Скорее наоборот, попытки властей избавить страну от дефицита бензина ведут к ухудшению качества топлива и росту цен на него, пишет OilNews.kz.
Одна из причин роста цен в поставках топлива. Крупные компании берут бензин у себя по своим, закрытым для посторонних, ценам. Розничным продавцам приходится идти на нефтебазы, так как НПЗ не работают в рознице. Это дополнительные расходы: на нефтебазах цены выше, чем на НПЗ. Плюс аренда бензовозов и необходимость наличия у владельцев АЗС свободных средств для предоплаты.
Высокая стоимость бензина в стране объясняется и устарелостью и низкой эффективностью нефтеперерабатывающих заводов. Так, если на предприятиях США из тонны нефти получают 420 литров бензина, то в Казахстане втрое меньше. Но главное, это некорректность и сложность самой формулы расчета розничных цен на нефтепродукты. Последнее повышение цен на бензин, как признался глава АРЕМ, стало результатом дефицита топлива, а не роста стоимости барреля нефти на мировом рынке. Однако, после снятия ограничений на импорт топлива из России, дефицит ГСМ ликвидирован, но никто не собирается возвращать цену на бензин к исходному уровню. Несмотря даже на то, что стоимость барреля нефти ниже его стоимости в октябре 2012 года, когда, например, цена литра АИ-92 была установлена на уровне 110 тенге.
Между тем, ранее заявлялось, что АРЕМ утверждает предельную цену на топливо по формуле, приведенной в правилах от 2 марта 2012 года № 287. В этой формуле учитываются такие факторы как мировая котировка нефти, экспортная таможенная пошлина, курс доллара, расходы по хранению и транспортировке нефти, затраты по розничной реализации нефтепродуктов. В формулу введены расходы на доставку нефти из Италии в Казахстан, хотя на отечественных НПЗ перерабатывается практически только казахстанское и западно-сибирское сырье. И если следовать всем условиям формулы, то предельная цена на горючее должна быть заметно выше, чем мы это видим на АЗС.
Но и при этом бензин в Казахстане по отношению к средней зарплате один из самых дорогих среди нефтедобывающих стран. Если житель Норвегии (где цена бензина около 2 доллара за литр) на свою среднюю зарплату может приобрести свыше 2 тыс. литров бензина, то гражданин Казахстана – около 700 литров. Поэтому, согласно экспертным оценкам, семья из четырех человек у нас тратит на бензин, в среднем, 10% от доходов, а в западных странах этот показатель составляет всего 1-2%.
Литр топлива в нашей стране стоит почти в 40 раз дороже, чем в Венесуэле, в 25 раз дороже, чем в Туркмении, в 5 раз дороже, чем в Саудовской Аравии. Дело в том, что в этих странах не берут налоги с производителей топлива и даже их дотируют. Вместе с тем у занимающей 8 место в рейтинге стран по добыче нефти Бразилии стоимость литра бензина составляет 1,5 доллара.
Объективно сравнивать цены на бензин в различных странах довольно сложно. Этому препятствуют как существенно отличающиеся уровни доходов населения и налоговой нагрузки на бензин в системах налогообложения, так и практики регулирования цен на топливо. К примеру, доля налогов в стоимости автомобильного топлива в США составляет 15% от розничной цены на бензин, в странах ЕС – 70-80%, в России – 55-65%. В частности, если в импортирующей нефть Германии акциз составляет 0,7 евро плюс 19% НДС, то в США акциз составляет менее 10 центов/ литр, а НДС вообще не применяется. В России акцизный сбор, в зависимости от октанового числа бензина, составляет от 5,1 до 5,9 тыс. рублей за тонну.
В Казахстане, по недавним данным, около 45% стоимости литра бензина приходится на цену сырой нефти. Остальное — стоимость переработки нефти в автомобильное горючее, торговая надбавка посредников и продавцов, а также налоги и прочее. Следует отметить, что, по оценкам экспертов, стоимость переработки нефти у нас достигает 30% от стоимости конечного продукта, тогда как в развитых странах эти затраты вдвое меньше.
Таким образом, для того чтобы потребители в Казахстане имели возможность приобретать топливо без лишней накрутки, необходимо разобраться со всей цепочкой его ценообразования в стране. В частности, Казахстанская топливная ассоциация с апреля 2012 года поднимает вопрос о необходимости регулирования цен оптовых поставщиков. И это понятно. Сговор возникает не на уровне розницы, а на уровне оптового звена, поскольку цены диктуют вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК). Поэтому чтобы добиться снижения цен на нефтепродукты, нужно работать именно с ними. Тем более, что для воздействия на ВИНК у государства есть все рычаги.
Законодательно необходимо разработать и принять методику расчета оптовых цен на нефтепродукты и маржи для розницы. Однако решение этого вопроса затягивается, поскольку ни одно из профильных ведомств не желает им заниматься. А ведь государственные органы (в том числе и МНГ) еще в марте текущего года поддержали необходимость введения законодательного регулирования оптовых цен на нефтепродукты.
Еще один фактор: система налогообложения в стране, которая исполняет исключительно фискальные функции. Необходимо грамотное снижение налоговой нагрузки. К примеру, в зависимости от нефтяных котировок на мировом рынке поднимать экспортные пошлины, но снижать налоги на топливо внутри страны. Таким образом, при росте стоимости барреля — увеличивать экспортную пошлину, но снижать акциз и нефтяники будут компенсировать свои потери от роста пошлины уменьшением акциза. В результате исчезнет необходимость поднимать цены на бензин внутри страны. Кроме того, следует законодательно закрепить обязательное резервирование нефтепродуктов на внутреннем рынке и публиковать в Интернете информацию об их наличии на НПЗ и нефтебазах