Как министерство просвещения использовало бюджет в 2024 году
Ведомству было выделено свыше 1 трлн тенге
Автор: эксперт портала EconomyKZ.org Ален Серик
Образование – это инвестиция в будущее. Но насколько эффективно государство управляет этими инвестициями? В 2024 году министерству просвещения было выделено свыше 1 трлн тенге. Средства направлялись на финансирование среднего образования, размещение госзаказа, выполнение 15 бюджетных программ и достижение 55 прямых и 16 конечных результатов. Освоение составило 100%.
Деятельность министерства просвещения в 2024 году опиралась на План развития государственного органа на 2023–2027 годы, утвержденный приказом от 2 марта 2023 года № 59, с последующими изменениями:
от 30 января 2024 года № 15;
от 22 июля 2024 года № 185;
от 28 февраля 2025 года № 34.
Бюджетные программы были утверждены приказом министра от 15 декабря 2023 года № 379, с дополнениями от 17 июля и 31 декабря 2024 года. Таким образом, нормативная база обновлялась в течение года, чтобы учесть новые задачи и изменить приоритеты в рамках национальной повестки образования. В начале 2024 года министерству было предусмотрено 1 019 465 418,0 тыс. тенге. Однако в течение года план пересматривался:
уточненный план: 1 043 664 235,0 тыс. тенге;
финальный объем после включения пяти новых распределяемых программ: 1 067 468 554,2 тыс. тенге.
Рост бюджета был обусловлен главным образом увеличением затрат на размещение государственного образовательного заказа в частных организациях среднего образования. Это отражает стратегию государства по расширению партнерства с частным сектором в системе образования.
Финансовое исполнение составило:
1 067 187 027,2 тыс. тенге – или 100% от утвержденного годового плана;
неисполнение – 281 527,0 тыс. тенге;
неосвоенные средства – 6 743,2 тыс. тенге (в пределах допустимой нормы).
На первый взгляд – абсолютная эффективность. Но цифры не всегда говорят правду. Важно смотреть, чего добились за эти средства. Министерство реализовало 15 бюджетных программ с четкими целевыми показателями:
55 прямых результатов (промежуточные цели): достигнуты 49, не достигнуты – 6;
16 конечных результатов (стратегические цели): достигнуты 15, не достигнут – 1.
Таким образом, около 11% запланированных результатов не были достигнуты, несмотря на полное освоение бюджета. Это вызывает вопросы о качестве планирования, мониторинга и управлении реализацией.
Читайте также
В Высшей аудиторской палате отметили три недостатка в планировании и реализации
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
