Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Участники креативной индустрии призывают к корректировке налоговой реформы

Участники креативной индустрии призывают к корректировке налоговой реформы

Они предупредили об угрозе сворачивания сектора и озвучили свои предложения

Автор:
Выбор редакции
Фото предоставлено участниками пресс-конференции
Фото предоставлено участниками пресс-конференции

«За последние годы мы, как сообщество креативной индустрии, сделали колоссальный шаг вперед. Многие начали работать вбелую, открыли ИП. Мы создавали эту индустрию сами. И эта налоговая корректировка сейчас – экономический шаг назад. В стране, где 37% населения – это самозанятые и ИП, такие реформы – удар по экономике. Реформы не должны ломать, они должны работать», – сказала основатель агентства Royal Event, SHANYRAQ Business Forum Маргарита Боярова во время пресс-конференции представителей креативной индустрии, посвященной рискам новой редакции Налогового кодекса. Она проходила в Алматы сегодня, 2 июля, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

Как развивается индустрия

«Креативная индустрия – это не только дизайнеры, режиссеры, музыканты или программисты. Это современный, быстрорастущий сегмент экономики, в котором сегодня занято около 143 тыс. казахстанцев. При этом общее количество зарегистрированных субъектов бизнеса в этой сфере составляет уже более 45 тыс.», – рассказывает член правления Евразийской ассоциации креативных индустрий Тимур Балбаев.

По его словам, государство на протяжении последних лет активно поддерживало развитие креативной индустрии.

«В это было вложено свыше 30 млрд тенге через образовательные, инфраструктурные и экспортные программы. И уже есть определенные результаты. Например, доля креативного сектора в ВВП страны сейчас оценивается примерно в 1%. И к 2029 году ее планируется увеличить до 2%», – делится спикер.

За эти годы виден реальный эффект, отмечает Тимур Балбаев:
- рынок видеоигр уже сформировал добавленную стоимость в 460 млрд тенге;
- каждый второй из 10 самых кассовых фильмов в Казахстане – отечественного производства;
- Казахстан поднялся с 93-го на 65-е место в Global Innovation Index по креативным товарам и услугам.

О тревожных сигналах рынка

«Это всё, конечно, хорошо, но есть и тревожные сигналы. Например, в I квартале 2025 года налоговая задолженность среди ИП выросла на 14% относительно IV квартала 2024 года. Это говорит о том, что наши ИП все еще находятся в уязвимом состоянии и очень чутко реагируют на разные вызовы со стороны геополитических, экономических и других вопросов», – объясняет спикер.

Помимо этого, в первые пять месяцев 2025 года число обращений за социальными пособиями увеличилось на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает Тимур Балбаев.

«Это говорит о том, что предприниматели закрывают свои ИП, и среди них есть в том числе представители креативной индустрии, которые вынуждены обращаться за пособиями, потому что и так очень сложно в креативном бизнесе в принципе строить компанию. Также всего с начала этого года за пособиями обратились около 420 тыс. человек. То есть все эти цифры говорят о том, что микробизнес пока остается уязвимым», – резюмирует член правления Евразийской ассоциации креативных индустрий.

При этом он напоминает, что порядка 37% экономически активного населения страны – это как раз самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели.

«И именно поэтому вызывает серьезную озабоченность положение в проекте нового Налогового кодекса, которое планирует запретить ТОО учитывать в расходах сотрудничество с индивидуальными предпринимателями. Фактически это значит, что агентства и компании больше не смогут заключать официальные договоры с подрядчиками по упрощенной системе, и это перечеркивает выстроенную модель прозрачных B2B-отношений. Если это будет принято, многие вынуждены будут закрыть ИП, уйти обратно в неформальный сектор или вообще прекратить деятельность, что уже частично подтверждается статистикой роста пособий и закрытия бизнесов», – заключил Тимур Балбаев.

Отметим, Евразийская ассоциация креативных индустрий работает с 2020 года.

«На самом деле очень многие люди, работающие в индустрии, на данный момент еще не до конца осознают масштаб проблемы. И разговаривая с нашими подрядчиками, мы доводим до них информацию о том, что буквально завтра мы уже не сможем с ними работать, так как не сможем брать их затраты в зачет. Мы организуем большие мероприятия, на площадках у нас в среднем работает порядка 300 подрядчиков, из которых более 100 – это индивидуальные предприниматели. Это огромное количество людей – режиссеры, сценаристы, декораторы. Эти люди не зарабатывают ежедневно огромные суммы денег. Но проблема в том, что завтра эти люди покинут индустрию – они уже готовы это сделать», – подчеркивает руководитель Sled Production и Advertising Media Centre Наталья Расторопнова.

По оценкам Евразийской ассоциации креативных индустрий, в Казахстане более 450 специальностей прямо или косвенно относятся к креативной индустрии (включая дизайнеров, режиссеров, музыкантов, иллюстраторов, SMM-специалистов, копирайтеров, сценаристов, фотографов, операторов, аниматоров, звукорежиссеров, программистов в мультимедиа, арт-директоров, организаторов мероприятий, журналистов и маркетологов).

Эти профессии формируют культурное пространство страны. Их уход за рубеж или в «тень» поставит под угрозу развитие не только креативного сектора, но и всей экономики знаний Казахстана, считают участники пресс-конференции.

Наталья Расторопнова обращает внимание, что значительная часть специалистов креативной индустрии – молодые люди, родившиеся после 2000 года, которые сегодня активно работают как индивидуальные предприниматели.

«Эти талантливые и амбициозные профессионалы приносят доход в экономику Казахстана, в том числе сотрудничая с нерезидентами: иностранными компаниями и клиентами. Деньги от таких заказов поступают в страну и укрепляют наш платежный баланс. Однако если поправки в Налоговый кодекс вступят в силу, многие молодые специалисты, которые привыкли работать гибко, легко зарегистрируют компании в странах с льготным налогообложением для IT и креативных индустрий – таких как ОАЭ, Сингапур, Эстония, Грузия и других. В результате государство не только потеряет налоговые поступления, но и столкнется с утечкой талантливых и креативных кадров за рубеж», – обозначила спикер.

Что предлагают участники креативной индустрии

Основатель Bayev Group Алексей Баев озвучил предложения участников пресс-конференции:

1. Сохранить возможность для микробизнеса работать на упрощенной системе с юрлицами.

2. Ввести льготное налогообложение для субъектов креативной индустрии по аналогии с IT‑сектором.

3. Повысить порог регистрации по НДС до 1 млрд тенге по определенным ОКЭД (деятельность по консультированию по вопросам управления (70.2), по взаимоотношениям и связью с общественностью (70.21), способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий (90.02); организация конференций и торговых выставок (82.3); прочая деятельность по организации отдыха и развлечений (93.29) и по предоставлению вспомогательных коммерческих услуг, не включенная в другие группировки (82.99)).

4. Создать рабочую группу с участием индустрии, НПП «Атамекен» и министерства финансов.

5. Отсрочить вступление спорных поправок минимум на 2 года для адаптации участников рынка.

О международном опыте

На пресс-конференции также был представлен международный обзор налоговой поддержки креативной индустрии:

- Великобритания компенсирует до 53% затрат на производство фильмов, сериалов и видеоигр. Это обеспечило 2 млн рабочих мест и 6% ВВП;
- США предлагают налоговые кредиты до 50% для креативных компаний. Это создает сотни тысяч рабочих мест;
- Австралия возвращает до 40% затрат на производство контента, получая 9-кратную отдачу;
- Ирландия вернула 32% расходов через льготу Section 481 – занятость выросла в шесть раз;
- Мальта и Испания возмещают до 50% затрат – страны стали глобальными центрами кинопроизводства;
- Сингапур покрывает до 50% расходов на digital-проекты – это ускорило рост экспортных компаний;
- ОАЭ предлагают 0% налогов в креативных зонах – это привлекло международные агентства;
- Эстония не взимает налог на прибыль, пока нет дивидендов – это поддерживает малый бизнес;
- Кыргызстан с 2023 года освободил участников Creative Industries Park от налога на прибыль, НДС и ввел ставку 0,5%. За год сектор вырос на 2,6%.

Напомним, ранее основатель Uchet.kz Максим Барышев обратился к президенту. Экономист раскритиковал новый Налоговый кодекс, который находится на подписи у главы государства.

Парламент принял новый Налоговый кодекс. Документ направят на подпись президенту.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram