Эксперт: Для большинства чиновников креативные индустрии – это почти синоним Дома культуры
Участники отраслевой встречи по развитию независимых театров обсудили влияние налоговых реформ и почему важно развивать креативные индустрии
«Театр существует с VI века до нашей эры – каждый из нас это знает. И поверьте мне, будут руины – театр будет на руинах: необходимый, нужный. Я сама точно встану, мне не надо будет вцепляться в пространство и так далее: я встану, начну рассказывать истории, танцевать, петь, объединять таких же людей вокруг себя – так же, как и вы. И мы начнем передавать эти истории», – сказала в своем приветственном слове художественный руководитель театра ARTиШОК Галина Пьянова. Отраслевая встреча по развитию независимых театров проходила в Алматы 27 марта, в Международный день театра, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
Спикер приводит в пример роман-антиутопию Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», где сжигают любые найденные книги, потому что они находятся под запретом. «Когда все книги сожгут, я уверена, что мы будем той самой библиотекой. Потому что у нас есть образование, ресурсы, ремесло, которое будет передавать из уст в уста то, что, скорее всего, человечество по своей какой-то глупости, нечаянности и так далее…потеряет», – говорит Галина Пьянова.
Она предлагает поддержать министра культуры и информации Аиду Балаеву. «У нас очень адекватный министр культуры, я видела ее два раза…Я думаю, что надо ее поддержать, потому что сейчас министр культуры поддерживает нас. Наверное, это беспрецедентно. Мне кажется, надо налаживать диалог – я имею основание это говорить. В нашей стране государство вообще мало что понимает про театры. Так случилось культурно, это культурно-исторический код. Мы еще достаточно молоды, чтобы про нас понимали, что мы такое, какой мы важный институт и так далее», – отмечает художественный руководитель театра ARTиШОК.
О диалоге с государством
Директор отраслевого развития «Центра развития креативных индустрий Almaty Creative» Шолпан Махмудова обращает внимание, что «центр как раз был создан для того, чтобы выполнять эту важную миссию – соединять государство, бизнес и театр».
«В этом контексте мы выступаем диалоговой площадкой, где как раз-таки доносим государству о «болях» сектора...Я соберу все ваши предложения по сегодняшнему мероприятию и, условно, передам их в министерство (культуры и информации – Ред.), акимат (Алматы – Ред.). И буду следить за тем, чтобы вас услышали», – сказала директор «Центра развития креативных индустрий Almaty Creative». Шолпан Махмудова добавила, что креативная индустрия включает еще 40 других отраслей, в которых спикер также принимает участие.
Президент Creative Industries Alliance Qazaqstan Айка Алеми вспоминает, как создавался этот альянс. «Я предпринимала эту попытку 10 лет, и мы создали его только через 10 лет. Это связано с уровнем понимания в нашей среде, что для разговора с инвесторами, государством необходима институционализация – нужно быть институтом. Это очень важно», – подчеркивает она.
В альянсе, который работает с июня 2024 года, около 60 членов. «Это объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). У нас пять направлений. Во-первых, это «прокачка» человеческого капитала, чтобы мы с вами могли быть более конкурентоспособными: были готовы к рынку, разговору с инвесторами, экспорту, а также электронной коммерции, где это применимо. Во-вторых, это, конечно, отношения с государством: со всеми ветвями власти», – рассказывает президент Creative Industries Alliance Qazaqstan.
Спикер соглашается с тем, как Галина Пьянова (художественный руководитель театра ARTиШОК – Ред.) охарактеризовала министерство культуры и информации. «Мы за свою жизнь видели много команд: было много министров – они меняются постоянно. Эта команда – адекватная. Мы надеемся, что они действительно хотят изменений и видят культуру как экономику в том числе. Потому что, извините меня, но в 3-м тысячелетии если культура не продается, то ее нет. Поэтому нам нужно уметь себя продавать, будь то конечный потребитель или инвестиционные фонды, фонды фондов, доноры и так далее», – резюмирует Айка Алеми.
О налоговой реформе
Управляющий директор театра ARTиШОК Анастасия Тарасова напоминает, что 2025 год начался с инициативы правительства повысить ставку НДС с 12% до 16% и вместе с этим снизить порог постановки на учет по НДС с 78,6 млн тенге (20 тыс. МРП – Ред.) до 15 млн тенге (3800 МРП – Ред.).
«Мы понимаем, что большинство театров работают как ИП. Что касается порога в 15 млн тенге – даже если у вас есть два ИП, вас этот никак не спасет. Соответственно, театрам «засветила» перспектива постановки на учет по НДС. Есть театры, которые работают по розничному налогу, но новая налоговая реформа также упраздняет эту возможность. Они пересматривают деятельность, и театр, который мог использовать розничный налог в 4% либо 8%, исключен из этого специального налогового режима (СНР). То есть у нас одна единственная перспектива – быть плательщиком НДС», – повторяет Анастасия Тарасова.
Она обращает внимание, что для развития креативной индустрии в Казахстане министр культуры и информации Аида Балаева в рамках проекта нового Налогового кодекса попросила сохранить креативным индустриям СНР. «Министр приходит в правительство 18 марта и говорит, что представляет интересы креативных индустрий, просит обратить на это внимание и предлагает сохранить или создать специальный налоговый режим. Предложения могут касаться как сохранения СНР розничного налога, так и установки льготных ставок по налогу на добавленную стоимость (НДС) и корпоративному подоходному налогу (КПН)», – цитирует спикер Аиду Балаеву.
Управляющий директор театра ARTиШОК также провела опрос среди своих коллег, приглашенных на эту встречу, о том, какую процентную ставку они готовы платить.
Так, 10% считают, что налоговый режим относительно креативных индустрий должен быть отменен полностью. 25% полагают, что повышения как такового не избежать, эту процентную ставку все равно не оставят – они готовы платить максимум 5%. 45% опрошенных настаивают на том, чтобы ставка в 3% для креативных индустрий была сохранена. И 20% воздержались от ответа, рассказывает спикер. «И еще раз: все подчеркивают, что ни в коем случае не нужно сталкиваться с НДС и задаются вопросом, как нам этого избежать», – добавила Анастасия Тарасова.
Так случилось исторически, что большая часть независимых театральных компаний находится в Алматы, говорит управляющий директор театра ARTиШОК. Она уточнила, что на данный момент – это около 50 постоянно действующих организаций и проектов.
«Это театры, которые создают спектакли на русском и казахском языках, продвигают мировую современную казахстанскую драматургию, литературу, развивают современную хореографию, участвуют в международных фестивалях, дают работу огромному количеству актеров, танцоров, режиссеров, технических специалистов, которых выпускают в том числе государственные театральные вузы», – обозначила спикер, зачитывая проект письма-обращения к министру культуры и информации Аиде Балаевой от представителей независимых театров Алматы с предложениями в поддержку специального налогового режима.
О рынке
Исследователь в области креативных индустрий Настя Гончарова рассказывает, что в Кыргызстане есть отдельный законодательный статус и отдельный налоговый режим, который называется «Парк креативных индустрий». Он полностью рассчитан на все креативные индустрии, туда включены 72 подсектора, уточняет спикер.
Эксперт также поделилась мнением о том, как государство смотрит на креативные индустрии в целом. По ее словам, оно делает это «исключительно с экономической точки зрения». «Об этом говорит и риторика, и то, какие государство выдвигает требования. Они ожидают, что креативные индустрии, в том числе театры – к сожалению, их не разделяют на государственные и независимые – должны вносить определенный вклад в ВВП, создавать конкретное количество рабочих мест, вносить регулярно определенный налог и пополнять бюджет. Государству важно, сколько субъектов предпринимательства будет создано в креативных индустриях. То есть это все цифровые показатели», – объясняет Настя Гончарова.
В то же время в этой дискуссии с государством упускаются очень важные показатели социального воздействия, замечает она. «В странах с развитой креативной экономикой уже существует очень много исследований, которые подтверждают, что есть прямая корреляция: те же самые театры могут взять на себя функцию и просветительской работы, и распространения новых информационных повесток. Там есть момент какой-то коллективной рефлексии, что гиперважно, особенно в сообществах и обществах, где люди не привыкли очень громко, вместе о чем-то договариваться – Казахстан в этом смысле является исключением», – делится эксперт. Настя Гончарова отмечает и прямую терапевтическую пользу. «У людей есть культурный досуг, они могут себя чем-то занять, у них появляются новые смыслы, идеи для того, чтобы их «переварить», поговорить об этом и так далее. В конце концов уменьшается маргинализация общества и тому подобное», – резюмирует она.
Спикер с сожалением отмечает, что для большинства чиновников в Казахстане креативные индустрии – это почти синоним Дома культуры. «То есть люди не понимают разницу между индустриями, где есть тиражирование, копирование, промышленное производство, а также нематериальные активы и какой-то самодеятельностью», – поясняет исследователь в области креативных индустрий.
Важно понимать, что креативные индустрии – это не просто стандартный бизнес, добавляет эксперт. «Потому что многие вещи там не работают или невозможны по тем или иным причинам. И в то же время это не традиционные в советском смысле культура и искусство, которые полностью, на 100% субсидируются государством. Есть некий третий гибрид, и про этот гибрид нужно говорить много и открыто», – заключает Настя Гончарова.
Читайте также
Такое поручение дал премьер-министр Олжас Бектенов
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.