Как грузоперевозчикам пережить повышение НДС
По мнению экспертов, основным инструментом сокращения издержек становится автоматизация процессов
Повышение НДС может негативно сказаться на сфере грузоперевозок — затраты на ведение и расширение бизнеса резко увеличатся. Компании как никогда заинтересованы в оптимизации бизнес-процессов и сокращении расходов, считает Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок «ATI.SU».
Мажилис Республики Казахстан одобрил поправки в Налоговый кодекс: ставка налога на добавленную стоимость (НДС) увеличена на треть — с 12% до 16%. Кроме этого, в два раза снижен порог обязательной регистрации по НДС — теперь он составляет 40 млн тенге.
К повышению НДС придется адаптироваться всем секторам экономики. Что касается сферы логистики, то здесь последствия могут быть достаточно серьезными для бизнеса. Во-первых, вырастут операционные затраты из-за увеличения цен на ГСМ и запчасти. Заложить эти издержки в цены на услуги не удастся — их диктует рынок, а именно баланс спроса и предложения. Так, в первом квартале 2025 года, по данным «Биржи ATI.SU», ставки на внутренние перевозки выросли на 33% в годовом выражении, но упали на 35% в сравнении с предыдущим кварталом после резкого падения спроса. Такая волатильность — уже несет риски для бизнеса, но на фоне растущих издержек может стать фатальной.
Во-вторых, рост НДС ограничит грузоперевозчиков в развитии — потребуются более солидные инвестиции в расширение автопарка. Так, повышение налога увеличит стоимость ввозимых автомобилей.
Снизить негативный эффект от повышения НДС помогут срочные меры по оптимизации бизнеса. Сегодня основным инструментом сокращения издержек становится автоматизация процессов. Разберемся, какие операции можно быстро перевести в цифровой формат и получить от этого реальную измеряемую выгоду.
Искусство маленьких шагов
Не нужно автоматизировать сразу всё или внедрять дорогостоящие системы для управления процессами. В условиях ограниченных ресурсов стоит разделить задачу на части и начать реализовывать то, что способно принести наибольший эффект. Чтобы выяснить, какие рутинные операции вызывают наибольшие сложности у сотрудников, специалисты «Биржи ATI.SU» понаблюдали за работой трех транспортно-экспедиционных компаний, каждая из которых выполняет около 3 тыс. магистральных перевозок в месяц. Параллельно нам удалось оценить влияние этих операций на общую эффективность логистической цепочки и понять, как автоматизация может помочь в решении этих проблем.
Итак, наиболее затратными по времени задачами для логистов являются процессы, связанные с обработкой и анализом запросов от грузоотправителей. К числу наиболее трудоемких относятся пять ключевых операций: обработка входящих заказов, уточнение деталей заявок, внесение информации о грузе в специализированные логистические системы или сервисы, выбор подходящего исполнителя и обсуждение условий и стоимости транспортировки. Посчитаем, какой эффект можно ожидать от автоматизации этих пяти операций.
Первые три из них в среднем выполняются за пять минут. На первый взгляд может показаться, что это незначительное время и не стоит заострять на этом внимание — какой экономический эффект может дать автоматизация действий, занимающих всего пять минут? Однако при рассмотрении этих задач в рамках всего рабочего дня логистов в экспедиторской компании масштабы возможного эффекта становятся совершенно иными.
В среднем логисты закрывают по три заявки в день. Чтобы достичь такого результата, необходимо обработать не менее 12-14 запросов от отправителей. В анализируемых компаниях работало по четыре логиста. А значит, они тратят в совокупности 4,6 часа только на часть задач, связанных с грузами — это больше половины рабочего дня одного логиста.
Выбор исполнителя, а также уточнение деталей и стоимости транспортировки относятся к более «творческим» этапам работы. Требуется найти подходящего перевозчика с учетом требований безопасности и специфики груза, а также согласовать условия перевозки. Тем не менее, и эти процессы можно автоматизировать. Выполнение данных задач потребует в среднем еще 25 минут — автоматизация обеспечит значительную экономию времени.
Автоматизировав все пять ключевых задач по работе с грузом, компании могут сократить количество сотрудников в логистическом отделе или увеличить число заявок, обрабатываемых в день — это, в свою очередь, позволит выполнять больше заказов. Кроме того, автоматизация устраняет недостатки традиционных ручных процессов, такие как длительные телефонные переговоры, проблемы с пропуском входящих запросов, дублирование данных и ошибки.
Реализовать такую автоматизацию несложно. Достаточно начать работать на цифровой логистической платформе, используя необходимые для конкретной компании онлайн-сервисы. Без длительных проектов внедрения и инвестиций, оплачивая лишь те функции, которые действительно необходимы.
Взаимная интеграция
Эффект от автоматизации может быть выше, если все участники логистического процесса будут работать в едином цифровом пространстве. Сейчас компании используют разные логистические системы, часто — работают на нескольких платформах.
Интегрировать все системы сложно, но можно использовать полезную функцию — сервис для автоматического копирования грузов. Он дает возможность избежать ручного переноса информации, экономя время сотрудников.
Сервис позволяет копировать данные о грузе с одной платформы на другую за три секунды — это значительно быстрее в сравнении с привычными пятью минутами, которые требуются для ручного переноса информации. Логисты, применяющие данную функцию, в конечном итоге смогли удвоить число завершенных заявок за день, и даже небольшая компания с тремя логистами обрабатывала до 18 заявок в день. Напомню, что компании, не применяющие автоматизацию, нуждались в четырех логистах и тратили 4,6 часа на обработку 12 заявок.
Автоматизация копирования грузов обеспечила экономию одного полного рабочего места (1 FTE), что позволило сотрудникам уделять больше времени важным задачам — детальной проверке новых перевозчиков и обновлению статусов грузов.
Таким образом, автоматизация даже небольших этапов логистического процесса положительно влияет на бизнес всех участников грузоперевозок. А это крайне важно в условиях волатильного рынка и растущей налоговой нагрузки на бизнес.
Читайте также
Искусственные ограничения и неиспользуемые слоты на границе блокируют казахстанскую экономику, заявили в НПП
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
