Freedom Broker

Реклама

  1. Главная
  2. Экономика
  3. Мурат Амрин: Бизнес должен работать, а не простаивать

Мурат Амрин: Бизнес должен работать, а не простаивать

Искусственные ограничения и неиспользуемые слоты на границе блокируют казахстанскую экономику, заявили в НПП

Фото: пресс-служба НПП Атамекен
Фото: пресс-служба НПП Атамекен

Пункт пропуска на казахстанско-китайской границе «Нур жолы» загружен. Особенно остро проблема проявилась с февраля по март этого года, когда фактическая пропускная способность составляла лишь 15% от заявленного лимита, сообщили в НПП. В ответ на ситуацию Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» инициировала совещание с участием порядка 140 представителей бизнеса, госорганов и транспортных компаний. Главной темой стало улучшение работы системы электронной очереди CarGoRuqsat, которая, по мнению участников, нуждается в срочной доработке.

«Мы поддерживаем работу госорганов по внедрению электронной очереди, но есть серьезные вопросы по цифровизации. Перевозчики жалуются, что не могут заехать на сам пункт пропуска – очереди настолько большие, что невозможно даже за месяц забронировать слот (прим. – забронированное время). А бизнес должен работать и приносить доход в экономику, а не простаивать», - подчеркнул заместитель председателя правления НПП Мурат Амрин.

Также в НПП напомнили, что на заседании Совета безопасности президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал транспортную сферу, потребовав решения проблем в отрасли, что подтверждает озвученные бизнесом проблемы.

Сложности с логистикой оборачиваются убытками для казахстанского бизнеса. Также было сказано, что китайские грузоотправители намерены перенаправить потоки через Россию и Кыргызстан, снижая транзитный потенциал Казахстана и подрывая привлекательность страны для логистических инвестиций. А важнейший инструмент для регулирования потока CargoRuqsat только ограничивает количество автомобилей, которые могут пересечь границу, до 550 в день. При этом сама инфраструктура «Нур жолы» способна пропускать в 5 раз больше (2500 авто в сутки). Это искусственное ограничение привело к очередям длиной до месяца.

Еще одной проблемой является высокая доля неиспользуемых броней – более 32%, что снижает реальную пропускную способность системы и вредит перевозчикам. Это, в свою очередь, приводит к росту числа обращений к платным бронированиям, что является дополнительным ударом по принципам справедливости. По закону приоритет должны получать грузы особой важности – медикаменты, скоропортящиеся продукты, живые животные. На практике доступ к «ускоренной броне» покупает кто угодно, что нарушает принцип равного доступа.

«Пользователей также нужно дисциплинировать, поскольку ограниченное количество слотов должно использоваться всеми. Все хотят работать, но анализ показал, что в среднем 20-30% броней остаются неиспользованными из-за пользователей, которые просто не приезжают на пункты пропуска», - отметил исполнительный директор ОИПЮЛ «Национальная ассоциация перевозчиков крупногабаритных и тяжеловесных грузов РК» Сайран Медеров.

Предприниматели также обозначили проблему с инфраструктурой. Представители ТОО «Golden Bridge Partners» отмечают дополнительные преграды, такие как длительные задержки в подтверждении въезда китайской стороной и трудности в использовании информационной программы «КЕДЕН».

По словам зампредседателя правления НПП, усложняет ситуацию и новые правила получения иностранных бланков разрешения для международных автоперевозок. В том числе сокращение сроков выезда из Казахстана до 30 дней и привязка ИБР к VIN-коду транспорта.

На основе обсуждений НПП РК «Атамекен» выработала ряд предложений для улучшения ситуации. К ним относятся пересмотр искусственных ограничений в системе CargoRuqsat, усиление контроля за использованием платных броней, внедрение механизмов перераспределения неиспользуемых слотов в реальном времени и создание рабочей группы для внесения изменений в нормативные акты.

Ранее сообщалось, что в системе электронной очереди CargoRuqsat вступили в силу новые правила: бронирование автотранспортных средств с некорректно указанными госномерами будет автоматически удаляться без уведомления.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в

    TelegramInstagramFacebook
    telegram