USD
530.12₸
EUR
546.08₸
RUB
5.17₸
BRENT
80.83$
+0.390
BTC
108121.00$
+5215.000

Для привлечения инвестиций в добычу и переработку нефти нужны другие подходы - эксперт

Свое мнение высказал советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Автор: советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов

17 января для публичного обсуждения был опубликован проект приказа министерства энергетики с предложением отойти от государственного регулирования цен на нефтепродукты. В пресс-релизе к данному приказу даются пояснения причин такой рыночной реформы.  

В частности, в нем отмечается следующее: «Разница в ценах на бензин АИ-92 достигает от 40% до 138% по сравнению с соседними странами, на дизельное топливо – от 20% до 79%. Это провоцирует дефицит, невозможность модернизации отрасли, вывоз топлива за границу посредством различных нелегальных схем. В этой связи министерство энергетики переходит к политике устойчивой модели ценообразования. Она направлена на создание рыночного баланса между спросом и предложением, исключение дефицита топлива, стимулирование модернизации нефтеперерабатывающей отрасли, создание новых рабочих мест и привлечение долгосрочных инвестиций». При этом приводится пояснение, что правительство не допустит резкого роста цен на топливо.

Мы неоднократно упоминали серьезную проблему привлечения частных долгосрочных инвестиций в разведку и добычу нефти, а также в нефтепереработку в Казахстане. После существенного объема завершенных инвестиций (48 млрд долларов) в проект расширения добычи на месторождении Тенгиз новые инвестиции в разведку и добычу нефти заметно сократились. По нашему мнению, ключевой проблемой привлечения инвестиций в этот сектор экономики является требование государства для недропользователей, осуществляющих разведку и добычу нефти, об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по довольно низкой цене. 

По некоторым оценкам, цена закупки сырой нефти на внутреннем рынке примерно на 55–70% ниже экспортной вследствие политики по субсидированию внутренних цен на топливо за счет прибыли недропользователей. При этом, по словам самих недропользователей, условия государственных контрактов с частными инвесторами по разведке и добыче нефти часто не соблюдаются, и постоянно происходят попытки увеличить долю сырой нефти, поставляемой на внутренние рынки по низкой цене. Такая же ситуация происходит в секторе разведки и добычи газа, что сильно снижает инвестиционную привлекательность нефтегазовой отрасли страны. 

Мы считаем, что реформы по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты необходимо дополнить самой главной мерой – отменой требования государства для недропользователей об обязательной продаже нефти на внутренний рынок по низкой цене (ниже рыночной). Это позволит сделать нефтяную отрасль Казахстана привлекательной для частных долгосрочных инвестиций. В целом это также позволит привлечь инвестиции не в экспорт сырой нефти и газа, а в экспорт нефтегазовых продуктов высокого передела, что будет означать рост диверсификации экономики. 

Также мы считаем, что либерализация регулируемых цен должна происходить не постепенно, а одномоментно. Прежде всего это связано с тем, что приток частных инвестиций (включая рост рыночного долгосрочного кредитования со стороны банков) в нефтяной и газовой отрасли страны будет ограничен без паритета внутренних и экспортных цен на сырую нефть и газ. Постепенное увеличение внутренних цен означает, что в этот период частные инвестиции будут оставаться нерентабельными, а из-за постепенного роста социального напряжения будет большая вероятность остановки поэтапной либерализации цен. 

Касательно роста социального напряжения, что часто является основным барьером по либерализации цен в стране, хочется отметить следующее. В декабре Всемирный банк опубликовал отчет по оценке бедности в Казахстане, в котором был сделан, по нашему мнению, правильный вывод относительно субсидирования топлива и коммунальных услуг в стране за счет средств бюджета. В то время как существенные государственные средства тратятся на то, чтобы эти блага были более доступными для нуждающейся части населения, а объем таких субсидий в 2021 году составил 2,8% к ВВП, основными бенефициарами парадоксально становятся именно более обеспеченные домохозяйства. Это означает, что такие огромные бюджетные средства расходуются неэффективно, на самом деле не поддерживая бедных, и что их отмена может помочь сэкономить и перенаправить их на действительно необходимые меры по повышению социальной справедливости и социальной защиты домохозяйств.  

10 мая 2024 года был опубликован вдохновляющий указ главы государства «О мерах по либерализации экономики», который определял следующие основные направления: по дальнейшей либерализации экономики; по масштабному и ускоренному сокращению доли государственного сектора в экономике; по совершенствованию условий, обеспечивающих честную конкуренцию на рынках независимо от формы собственности, и т.д. Меры по отмене государственного регулирования цен на нефтепродукты осуществляются в рамках данного указа. 

По нашему мнению, указ «О мерах по либерализации экономики» является крайне важным документом целеполагания по разгосударствлению и либерализации экономики Казахстана. Он должен стать основой для подготовки всех стратегических документов развития. К сожалению, на данный момент указу не было посвящено ни одного заседания правительства, а также не проведена разъяснительная работа для прессы, экспертов и всей общественности. Уже наступили сроки исполнения по многим пунктам указа, однако в публичном поле нет отчетов об их исполнении. 

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.