Что необходимо для развития устойчивых инфраструктурных проектов и каковы перспективы использования механизма государственно-частного партнерства (ГЧП) для трансформации инфраструктуры страны. Об этом пишет экономист Ерлан Каримов. Статья была опубликована на economy.kz.
В декабре 2020 года на Саммите по амбициозным задачам в связи с изменением климата Президент Казахстана объявил о намерении страны достичь углеродной нейтральности к 2060 году.
Однако амбиции требуют реальных действий и значительных инвестиций. По оценкам экспертов, для перехода к низкоуглеродной экономике Казахстану необходимо вложить 666,5 млрд долларов США — это 24% валового основного капитала или 38% всех инвестиций в новые технологии и основные фонды.
Достижение таких масштабных целей требует радикальной трансформации всей экономики страны. В первую очередь, речь идет о модернизации существующих производств, создании современных предприятий и развитии устойчивой инфраструктуры, которая станет основой для экономического роста и социальной стабильности.
Что такое устойчивая инфраструктура?
Устойчивая инфраструктура — это та, которая на протяжении всего жизненного цикла остается экологически ответственной, социально инклюзивной и экономически жизнеспособной. В условиях глобальных изменений климата и пандемии COVID-19 инвестиции в такую инфраструктуру признаны одной из самых эффективных стратегий для восстановления экономики. Они создают рабочие места, стимулируют краткосрочный экономический рост и способствуют долгосрочному развитию, соответствующему целям устойчивого развития (ЦУР) и Парижскому соглашению по климату.
Факторы, формирующие спрос на устойчивую инфраструктуру:
- Изменение климата и устойчивость: На инфраструктуру приходится 70% от общего объема выбросов парниковых газов. Устойчивая инфраструктура — это ключ к адаптации к изменениям климата и их предотвращению.
- Экономическое восстановление и создание рабочих мест: Устойчивая инфраструктура — это основа для восстановления экономики по принципу «лучше, чем было» после пандемии.
- Улучшение социального благополучия и равенства: Устойчивая инфраструктура обеспечивает более экологически чистые и социально инклюзивные услуги.
- Новые технологии и инновации: Электрификация транспортного сектора и развитие возобновляемых источников энергии — ключевые направления для внедрения устойчивых инфраструктур.
- Изменение моделей урбанизации и миграции: Ускоренная урбанизация и миграция из сельской местности в города увеличили спрос на качественные инфраструктурные услуги.
Тем не менее развитие устойчивой инфраструктуры требует значительных затрат. Эти расходы могут исчисляться десятками триллионов тенге, учитывая рост экономики и населения. По данным Азиатского банка развития, около 75% существующей инфраструктуры в Казахстане требует замены или реконструкции. Одной из причин высокого уровня износа инфраструктуры является неравномерное распределение инвестиций по отраслям экономики.
Нужен новый подход к инвестициям
В период с 2000 по 2019 год в экономику Казахстана было вложено 195,6 млрд долларов. При этом около 58% этой суммы (112,5 млрд долларов) было направлено на энергетические проекты. Транспортные проекты получили 20% инвестиций, производство — 14%, добыча полезных ископаемых — 7%. Однако на водохозяйственные проекты, включающие водоснабжение, ирригацию и управление водными ресурсами, пришелся всего 471 млн долларов.
Эта диспропорция в распределении средств привела к неравномерному развитию различных отраслей экономики, что, в свою очередь, ухудшило состояние инфраструктуры в некоторых ключевых секторах.
ГЧП как инструмент решения проблемы
Решение проблемы дисбаланса в развитии отраслей экономики Казахстана может быть найдено в активном использовании государственно-частного партнерства (ГЧП). Потенциал ГЧП в Казахстане высок, и это подтверждается данными отчета «Infrascope» за 2019 год. Среди 21 азиатской страны Казахстан занимает:
11 место по благоприятным
условиям для ГЧП;
7 место по общему инвестиционному
и деловому климату;
8 место по качеству институтов;
11 место по финансовым
условиям;
13 место по регулированию;
15 место по зрелости рынка.
Справка: Индекс Infrascope — это инструмент сравнительного анализа, оценивающий способность стран внедрять устойчивые и эффективные партнерства между государственным и частным секторами (ГЧП) в ключевых секторах инфраструктуры, таких как транспорт, энергетика, водоснабжение и санитария, управление твердыми отходами и социальная инфраструктура.
В общем рейтинге Казахстан занимает 59-е место, что свидетельствует о необходимости дальнейших реформ и улучшений для привлечения частных инвесторов.
Рекомендация:
Для развития устойчивых инфраструктурных проектов Казахстану необходимо активнее привлекать частный капитал через разработку новых форм ГЧП во всех сферах экономики. На данный момент из 1362 проектов ГЧП, запланированных на 2024 год, лишь 227 направлены на развитие экономических сфер. Большинство проектов касаются социальных объектов — школ, детских садов и медицинских учреждений. Это явное свидетельство того, что необходимо пересмотреть приоритеты и активно использовать потенциал ГЧП для трансформации инфраструктуры страны.