USD
487.37₸
-3.470
EUR
532.94₸
-3.940
RUB
5.09₸
+0.050
BRENT
78.76$
-0.020
BTC
63245.50$
+777.300

Сельское хозяйство Казахстана: ключевая отрасль на пороге переписи и тотального пересмотра статистики

О дисбалансах и грядущих переменах рассказал заместитель главы Агентства по стратегическому планированию и реформам Олжас Тулеуов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Сельское хозяйство Казахстана: ключевая отрасль на пороге переписи и тотального пересмотра статистики- Kapital.kz

В текущем году руководство страны поставило цель решить стратегическую задачу увеличения объемов производства и повышения добавленной стоимости отечественной сельхозпродукции, а также усилить контроль за выделением и освоением субсидий.

Вместе с тем было отмечено, что сейчас для развития сельского хозяйства нет полноценной информации.

О том, как будут решать вопрос недостоверности статданных в сельскохозяйственном секторе страны, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан Олжас Тулеуов.

- Глава государства в своем Послании 2 сентября отметил, что недостоверные данные не позволяют оценить реальную ситуацию в сельском хозяйстве, и виной тому приписки. Почему, по вашему мнению, возникают приписки в сельском хозяйстве, и какие последствия это может иметь для всей отрасли?

- Исторически первичная статистическая информация в аграрном секторе формируется акимами поселков, сёл и сельских округов на основе данных электронного похозяйственного учёта (далее – ЭПХУ), осуществляемого в отношении крестьянских, фермерских хозяйств и ИП, а также личных подсобных хозяйств. Все эти данные поступают и обрабатываются в Бюро национальной статистики АСПиР РК (далее – Бюро), где мы в итоге получаем общую картину по отрасли – видим количество по поголовью скота, площади по растениеводству и др.

Учитывая это, вероятно, что здесь может возникать определенный конфликт интересов – некоторые местные исполнительные органы могут быть склонны завышать снижающиеся показатели через приписки, скрывая реальную статистику своего населенного пункта/региона в пользу мнимого достижения поставленных вышестоящими органами целевых индикаторов.  

Так, искаженные данные приводят к неправильным решениям по субсидированию и кредитованию, недоверию субъектов бизнеса, банков второго уровня к отрасли и, как следствие, неработающим механизмам государственной поддержки и стимулирования сельхозпроизводителей.

Более того, существующие схемы получения дополнительных субсидий сельхозтоваропроизводителями за счет приписок способствовали «раздуванию» ложных данных в стремлении к легкому заработку через государственную поддержку.

В данном контексте важно отметить, что президент в своем Послании поставил задачу о постепенном переходе от прямого субсидирования агропромышленного комплекса к обеспечению доступного кредитования. Это, в свою очередь, требует тотального пересмотра всей статистики по сельскому хозяйству, и в дальнейшем нужно будет демотивировать респондентов создавать приписки в данных, которые поступают в ЭПХУ.

- Также президент в рамках Послания, отмечая факты фальсификации в сельском хозяйстве, сказал, что уже известны результаты работы специальной комиссии, которая выявила те самые приписки. Было ли задействовано Бюро в данной работе? И если да, то какие основные нарушения выявлены в данных по сельскому хозяйству?

- Да, работа упомянутой специальной комиссии ключевым образом опиралась на Бюро нашего Агентства.

В целом для выявления недостоверных данных в сельском хозяйстве Бюро несколько раз провело работы по сопоставлению данных. Для оценки достоверности данных похозяйственного учета в прошлом году Бюро совместно с Минсельхозом провело выборочные обходы домашних хозяйств.

В результате выявлены существенные расхождения с официальным источником данных в среднем по количеству поголовья крупного рогатого скота до 20%. Также выявлены случаи регистрации скота за умершими (143,7 тыс. лиц) и несуществующими людьми (некорректные ИИН – 64,2 тыс. единиц). В августе 2023 года проверены данные по посевной площади картофеля. Разница между данными ЭПХУ и контрольного обхода составила 75%. Это колоссальная разница.

Также Бюро провело государственный контроль на соответствие данных ЭПХУ с базой Минсельхоза по идентификации животных. В рамках этой работы в 2023 году акимам было направлено 2405 заключений об устранении выявленных искажений, из которых 2376 были исполнены. Поэтому можно констатировать, что основные проблемы связаны с неактуальностью данных в ЭПХУ.

Помимо этого, в ноябре 2023 года под руководством курирующего заместителя премьер-министра обсуждались проблемы статистики сельского хозяйства, где было поручено провести полную и качественную актуализацию данных по поголовью животных и посевной площади к 1 января и 1 июля 2024 года, соответственно. Другими словами, провести похозяйственный учет с нуля, без оглядки на предыдущие значения.

В итоге, согласно пересчитанным данным, общее поголовье крупного рогатого скота с учетом сельхозпредприятий на 1 января 2024 года сократилось на 23%, до 2 млн голов, овец – на 14%, до 2,8 млн голов, коз – на 20%, до 0,4 млн голов, свиней – на 34%, до 0,3 млн голов, домашней птицы – на 22%, до 12,5 млн голов по сравнению с ранее опубликованными данными.

Сельскими акимами также актуализированы посевные площади по сельхозкультурам у населения, крестьянских и фермерских хозяйств на 1 июля 2023 года. В итоге посевная площадь под картофель сократилась на 58%, до 93,2 тыс. га, лук – на 29%, до 10 тыс.га. На данный момент Бюро ведет работу по внесению изменений в ранее опубликованную статистическую информацию. Именно о результатах данной работы президент сказал в Послании.

Подобные искаженные данные в административных источниках и базах данных создают проблемы. Поэтому для исправления всех этих задач  и получения реальных показателей по отрасли мы в следующем году проводим масштабную сельскохозяйственную перепись, по итогам которой будем иметь на руках самую актуальную информацию о реальном состоянии дел в сельском хозяйстве.

- Вы упомянули о планах проведения в следующем году масштабной сельхозпереписи. Можете подробнее рассказать о ней? Как вы оцениваете влияние сельхозпереписи на развитие сельского хозяйства страны? Какие данные, по вашему мнению, являются наиболее важными для анализа состояния отрасли?

- Всем очевидно, что сельское хозяйство играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая продовольственную безопасность и создавая рабочие места на селе, а это 38% населения, из которых 12% заняты непосредственно в этой отрасли. На данный момент сельское хозяйство занимает четвертое место по количеству занятых и объему инвестиций в основной капитал, а также седьмое место по вкладу в экономику.

Поэтому отслеживать изменения и динамику данной отрасли весьма критично и важно. И как было сказано выше, для обновления статистических данных в сельском хозяйстве Бюро нашего Агентства запланировало проведение сельскохозяйственной переписи в 2025 году. Первая и единственная сельхозперепись в Казахстане прошла в 2006-2007 годах, тогда как ФАО ООН рекомендует проводить её каждые десять лет. В некоторых странах, таких как США и Канада, перепись проводится каждые пять лет, а в Германии и Нидерландах — каждые четыре года. Если приводить практику соседних стран, в России – каждые 10 лет, при этом каждые 5 лет – микропереписи.

Основная цель предстоящей переписи – собрать информацию об объеме и структуре аграрных хозяйств, в особенности мелких, что позволит выявить тенденции и изменения в секторе.

Для тестирования методологии и информационных систем самой переписной кампании с 20 августа по 30 сентября этого года в 54 населенных пунктах проводится пилотная перепись.

Участниками переписи станут юридические лица, индивидуальные предприниматели (включая фермерские и крестьянские хозяйства), а также домашние хозяйства с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства. Перепись поможет актуализировать данные о земельных и посевных площадях, поголовье животных, сельскохозяйственной технике и инфраструктуре. Респондентам будет предложено ответить на вопросы о характеристиках их деятельности, наличии инженерных коммуникаций, источников энергии, трудовых ресурсов и других аспектах. Важно отметить, что Бюро национальной статистики гарантирует анонимность собранных данных, которые будут обработаны в агрегированном виде и опубликованы без раскрытия личной информации респондентов. Все регламенты подобной работы четко закреплены в нормативно-правовых актах.

Объективная и комплексная оценка состояния стратегически важной для страны отрасли позволит повысить эффективность государственной политики в сельском хозяйстве. Поможет реально оценить текущее состояние, выявить проблемы и возможности для её развития. Это, в свою очередь, обеспечит необходимую поддержку всем участникам отрасли.

- Как вы считаете, какие изменения в законодательстве или практике могли бы улучшить прозрачность данных в сельском хозяйстве?

- Для улучшения прозрачности данных в сельском хозяйстве необходимо внести изменения в практику сбора и обработки данных. В частности, основные проблемы качества данных связаны с отсутствием контроля при ручном вводе и недостаточной автоматизацией сбора информации.

Так, в части формирования данных в сельском хозяйстве более 50 из 70 форм Минсельхоза все еще не автоматизированы. Ряд информационных систем имеют свои недочеты, пробелы. Согласно результатам проведенного анализа, мы выявили, что в информсистеме Минсельхоза по сельхозтехнике (Государственная регистрация сельскохозяйственной техники) владельцами зарегистрированы ликвидированные предприятия, умершие лица. Такой же дисбаланс и ряд искажений фактических данных наблюдаются в других административных источниках информации по сельскому хозяйству, включая базу учета животных (Идентификация сельскохозяйственных животных) и базу Единого государственного кадастра недвижимости, который формирует и предоставляет информацию по площадям земель, пашен, пастбищ и т.д. Наличие ошибок в таких системах приводит к искаженному пониманию потребности и состояния отрасли. Более того, выявление и сокращение приписок в животноводстве и растениеводстве в ходе проведения вышеупомянутой работы все еще не нашли отражения в информационных системах Минсельхоза. Поэтому запланированная сельхозперепись в таком контексте станет прочной базой для качественной и одновременной перезагрузки для таких важных информационных систем.  

Вместе с тем с этого года Бюро создает институт контролеров данных. Такое понятие было введено на законодательном уровне. Эти специалисты будут не только выявлять некачественные данные в административных источниках других ведомств, но и активно сообщать о проблемах, что позволит оперативно реагировать на возникающие трудности. Подобный постоянный контроль за информационными системами, в том числе баз данных Минсельхоза с учетом проведения сельхозпереписи, обеспечит упорядоченность показателей, минимизируя вероятность ошибок и недоразумений. В результате, благодаря таким мерам, мы сможем значительно повысить надежность и достоверность информации.

Также Бюро статистики начало проект «Цифровые статистические регистры», который предполагает создание эталонных баз данных на основе административных источников. Это поможет исключить дублирование и снизить отчетную нагрузку на респондентов. Однако для успешной реализации проекта требуется полная автоматизация процессов сбора и повышения качества административных данных, что в контексте обсуждаемой темы подразумевает модернизацию информационных систем Минсельхоза.

Таким образом, мы считаем, что для повышения прозрачности данных в сельском хозяйстве необходимо внедрять автоматизацию, модернизировать системы и создать механизмы контроля качества данных.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.