В текущем году руководство страны поставило цель решить стратегическую задачу увеличения объемов производства и повышения добавленной стоимости отечественной сельхозпродукции, а также усилить контроль за выделением и освоением субсидий.
Вместе с тем было отмечено, что сейчас для развития сельского хозяйства нет полноценной информации.
О том, как будут решать вопрос недостоверности статданных в сельскохозяйственном секторе страны, корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz рассказал заместитель председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан Олжас Тулеуов.
- Глава государства в своем Послании 2 сентября отметил, что недостоверные данные не позволяют оценить реальную ситуацию в сельском хозяйстве, и виной тому приписки. Почему, по вашему мнению, возникают приписки в сельском хозяйстве, и какие последствия это может иметь для всей отрасли?
- Исторически первичная статистическая информация в аграрном секторе формируется акимами поселков, сёл и сельских округов на основе данных электронного похозяйственного учёта (далее – ЭПХУ), осуществляемого в отношении крестьянских, фермерских хозяйств и ИП, а также личных подсобных хозяйств. Все эти данные поступают и обрабатываются в Бюро национальной статистики АСПиР РК (далее – Бюро), где мы в итоге получаем общую картину по отрасли – видим количество по поголовью скота, площади по растениеводству и др.
Учитывая это, вероятно, что здесь может возникать определенный конфликт интересов – некоторые местные исполнительные органы могут быть склонны завышать снижающиеся показатели через приписки, скрывая реальную статистику своего населенного пункта/региона в пользу мнимого достижения поставленных вышестоящими органами целевых индикаторов.
Так, искаженные данные приводят к неправильным решениям по субсидированию и кредитованию, недоверию субъектов бизнеса, банков второго уровня к отрасли и, как следствие, неработающим механизмам государственной поддержки и стимулирования сельхозпроизводителей.
Более того, существующие схемы получения дополнительных субсидий сельхозтоваропроизводителями за счет приписок способствовали «раздуванию» ложных данных в стремлении к легкому заработку через государственную поддержку.
В данном контексте важно отметить, что президент в своем Послании поставил задачу о постепенном переходе от прямого субсидирования агропромышленного комплекса к обеспечению доступного кредитования. Это, в свою очередь, требует тотального пересмотра всей статистики по сельскому хозяйству, и в дальнейшем нужно будет демотивировать респондентов создавать приписки в данных, которые поступают в ЭПХУ.
- Также президент в рамках Послания, отмечая факты фальсификации в сельском хозяйстве, сказал, что уже известны результаты работы специальной комиссии, которая выявила те самые приписки. Было ли задействовано Бюро в данной работе? И если да, то какие основные нарушения выявлены в данных по сельскому хозяйству?
- Да, работа упомянутой специальной комиссии ключевым образом опиралась на Бюро нашего Агентства.
В целом для выявления недостоверных данных в сельском хозяйстве Бюро несколько раз провело работы по сопоставлению данных. Для оценки достоверности данных похозяйственного учета в прошлом году Бюро совместно с Минсельхозом провело выборочные обходы домашних хозяйств.
В результате выявлены существенные расхождения с официальным источником данных в среднем по количеству поголовья крупного рогатого скота до 20%. Также выявлены случаи регистрации скота за умершими (143,7 тыс. лиц) и несуществующими людьми (некорректные ИИН – 64,2 тыс. единиц). В августе 2023 года проверены данные по посевной площади картофеля. Разница между данными ЭПХУ и контрольного обхода составила 75%. Это колоссальная разница.
Также Бюро провело государственный контроль на соответствие данных ЭПХУ с базой Минсельхоза по идентификации животных. В рамках этой работы в 2023 году акимам было направлено 2405 заключений об устранении выявленных искажений, из которых 2376 были исполнены. Поэтому можно констатировать, что основные проблемы связаны с неактуальностью данных в ЭПХУ.
Помимо этого, в ноябре 2023 года под руководством курирующего заместителя премьер-министра обсуждались проблемы статистики сельского хозяйства, где было поручено провести полную и качественную актуализацию данных по поголовью животных и посевной площади к 1 января и 1 июля 2024 года, соответственно. Другими словами, провести похозяйственный учет с нуля, без оглядки на предыдущие значения.
В итоге, согласно пересчитанным данным, общее поголовье крупного рогатого скота с учетом сельхозпредприятий на 1 января 2024 года сократилось на 23%, до 2 млн голов, овец – на 14%, до 2,8 млн голов, коз – на 20%, до 0,4 млн голов, свиней – на 34%, до 0,3 млн голов, домашней птицы – на 22%, до 12,5 млн голов по сравнению с ранее опубликованными данными.
Сельскими акимами также актуализированы посевные площади по сельхозкультурам у населения, крестьянских и фермерских хозяйств на 1 июля 2023 года. В итоге посевная площадь под картофель сократилась на 58%, до 93,2 тыс. га, лук – на 29%, до 10 тыс.га. На данный момент Бюро ведет работу по внесению изменений в ранее опубликованную статистическую информацию. Именно о результатах данной работы президент сказал в Послании.
Подобные искаженные данные в административных источниках и базах данных создают проблемы. Поэтому для исправления всех этих задач и получения реальных показателей по отрасли мы в следующем году проводим масштабную сельскохозяйственную перепись, по итогам которой будем иметь на руках самую актуальную информацию о реальном состоянии дел в сельском хозяйстве.
- Вы упомянули о планах проведения в следующем году масштабной сельхозпереписи. Можете подробнее рассказать о ней? Как вы оцениваете влияние сельхозпереписи на развитие сельского хозяйства страны? Какие данные, по вашему мнению, являются наиболее важными для анализа состояния отрасли?
- Всем очевидно, что сельское хозяйство играет ключевую роль в экономике страны, обеспечивая продовольственную безопасность и создавая рабочие места на селе, а это 38% населения, из которых 12% заняты непосредственно в этой отрасли. На данный момент сельское хозяйство занимает четвертое место по количеству занятых и объему инвестиций в основной капитал, а также седьмое место по вкладу в экономику.
Поэтому отслеживать изменения и динамику данной отрасли весьма критично и важно. И как было сказано выше, для обновления статистических данных в сельском хозяйстве Бюро нашего Агентства запланировало проведение сельскохозяйственной переписи в 2025 году. Первая и единственная сельхозперепись в Казахстане прошла в 2006-2007 годах, тогда как ФАО ООН рекомендует проводить её каждые десять лет. В некоторых странах, таких как США и Канада, перепись проводится каждые пять лет, а в Германии и Нидерландах — каждые четыре года. Если приводить практику соседних стран, в России – каждые 10 лет, при этом каждые 5 лет – микропереписи.
Основная цель предстоящей переписи – собрать информацию об объеме и структуре аграрных хозяйств, в особенности мелких, что позволит выявить тенденции и изменения в секторе.
Для тестирования методологии и информационных систем самой переписной кампании с 20 августа по 30 сентября этого года в 54 населенных пунктах проводится пилотная перепись.
Участниками переписи станут юридические лица, индивидуальные предприниматели (включая фермерские и крестьянские хозяйства), а также домашние хозяйства с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства. Перепись поможет актуализировать данные о земельных и посевных площадях, поголовье животных, сельскохозяйственной технике и инфраструктуре. Респондентам будет предложено ответить на вопросы о характеристиках их деятельности, наличии инженерных коммуникаций, источников энергии, трудовых ресурсов и других аспектах. Важно отметить, что Бюро национальной статистики гарантирует анонимность собранных данных, которые будут обработаны в агрегированном виде и опубликованы без раскрытия личной информации респондентов. Все регламенты подобной работы четко закреплены в нормативно-правовых актах.
Объективная и комплексная оценка состояния стратегически важной для страны отрасли позволит повысить эффективность государственной политики в сельском хозяйстве. Поможет реально оценить текущее состояние, выявить проблемы и возможности для её развития. Это, в свою очередь, обеспечит необходимую поддержку всем участникам отрасли.
- Как вы считаете, какие изменения в законодательстве или практике могли бы улучшить прозрачность данных в сельском хозяйстве?
- Для улучшения прозрачности данных в сельском хозяйстве необходимо внести изменения в практику сбора и обработки данных. В частности, основные проблемы качества данных связаны с отсутствием контроля при ручном вводе и недостаточной автоматизацией сбора информации.
Так, в части формирования данных в сельском хозяйстве более 50 из 70 форм Минсельхоза все еще не автоматизированы. Ряд информационных систем имеют свои недочеты, пробелы. Согласно результатам проведенного анализа, мы выявили, что в информсистеме Минсельхоза по сельхозтехнике (Государственная регистрация сельскохозяйственной техники) владельцами зарегистрированы ликвидированные предприятия, умершие лица. Такой же дисбаланс и ряд искажений фактических данных наблюдаются в других административных источниках информации по сельскому хозяйству, включая базу учета животных (Идентификация сельскохозяйственных животных) и базу Единого государственного кадастра недвижимости, который формирует и предоставляет информацию по площадям земель, пашен, пастбищ и т.д. Наличие ошибок в таких системах приводит к искаженному пониманию потребности и состояния отрасли. Более того, выявление и сокращение приписок в животноводстве и растениеводстве в ходе проведения вышеупомянутой работы все еще не нашли отражения в информационных системах Минсельхоза. Поэтому запланированная сельхозперепись в таком контексте станет прочной базой для качественной и одновременной перезагрузки для таких важных информационных систем.
Вместе с тем с этого года Бюро создает институт контролеров данных. Такое понятие было введено на законодательном уровне. Эти специалисты будут не только выявлять некачественные данные в административных источниках других ведомств, но и активно сообщать о проблемах, что позволит оперативно реагировать на возникающие трудности. Подобный постоянный контроль за информационными системами, в том числе баз данных Минсельхоза с учетом проведения сельхозпереписи, обеспечит упорядоченность показателей, минимизируя вероятность ошибок и недоразумений. В результате, благодаря таким мерам, мы сможем значительно повысить надежность и достоверность информации.
Также Бюро статистики начало проект «Цифровые статистические регистры», который предполагает создание эталонных баз данных на основе административных источников. Это поможет исключить дублирование и снизить отчетную нагрузку на респондентов. Однако для успешной реализации проекта требуется полная автоматизация процессов сбора и повышения качества административных данных, что в контексте обсуждаемой темы подразумевает модернизацию информационных систем Минсельхоза.
Таким образом, мы считаем, что для повышения прозрачности данных в сельском хозяйстве необходимо внедрять автоматизацию, модернизировать системы и создать механизмы контроля качества данных.