USD
482.94₸
-0.630
EUR
535.97₸
+1.480
RUB
5.35₸
-0.060
BRENT
72.76$
+0.060
BTC
56586.50$
+508.900

Вячеслав Додонов: Экономика вышла на передний план в курсе развития страны

Эксперт прокомментировал ряд пунктов Послания президента

Share
Share
Share
Tweet
Share
Вячеслав Додонов: Экономика вышла на передний план в курсе развития страны- Kapital.kz

В чем причина недостаточного объема кредитования МСБ, нужен ли в Казахстане новый закон о банках и пересмотр налогообложения банковского сектора – мы попросили прокомментировать инициативы и поручения из Послания президента Касым-Жомарта Токаева доктора экономических наук, главного научного сотрудника Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК Вячеслава Додонова.

- Вячеслав Юрьевич, какие ключевые тезисы и месседжи вы бы выделили в программном обращении Касым-Жомарта Токаева?

- Я бы выделил несколько моментов. Во-первых, приоритетность экономических вопросов, с которых начал выступление президент, и которые представляли первые четыре пункта Послания. Это свидетельствует о том, что в настоящее время экономика вышла на передний план в курсе развития страны с точки зрения главы государства. Во-вторых, можно обратить внимание на анонсированные меры в области совершенствования законодательной базы экономических реформ, в частности, на дальнейшую работу над Налоговым кодексом, принятие которого перенесено на следующий год (очевидно, в связи с новыми инициативами в области налоговой политики), и необходимость разработки нового закона о банках. В-третьих, это тезис о переходе к дифференцированной шкале налогообложения доходов, который, на мой взгляд, имеет не столько экономические мотивы, сколько постулирует необходимость дальнейшего утверждения императива справедливости в обществе в рамках концепции «Справедливого Казахстана».

- Касым-Жомарт Токаев подчеркнул достижение успехов в экономике страны. Одним из ключевых моментов стало снижение уровня инфляции в 2,5 раза. Глава государства отметил, что международные резервы Казахстана достигли исторической отметки в 100 млрд долларов. О чем говорит рост резервов и снижение инфляции?

- В данном случае ситуация не столь однозначная, и она свидетельствует не столько о неких исторических достижениях, сколько о достаточно сложном положении, в котором находится экономика. Инфляция действительно снизилась, но это снижение произошло от аномально высоких уровней 2022 года, а ее текущее значение в 8,4% все же значительно превышает уровни 2018-2019 годов (5,3-5,4%) и других лет стабильного развития казахстанской экономики допандемийного периода. То же самое относится и к показателю международных резервов (ЗВР Нацбанка и активы Нацфонда) — уровень в 100 млрд долларов не является рекордным, на близком к этому уровне (около 95 млрд) они находятся на протяжении нескольких лет, а максимальным этот показатель был в 2014 году (почти 105 млрд долларов).

Да, тенденции последних лет, года-двух, в течение которых росли резервы и снижалась инфляция, благоприятны для экономики, и они свидетельствуют о стабилизации ситуации на макроуровне после вызовов последнего времени, начиная с пандемии COVID-19 2020 года и последующих событий внутри страны и вне ее, но все же пока говорить о неких выдающихся достижениях экономики рано.

- В Послании-2024 президент отметил, что кредитование реального сектора по-прежнему находится не на должном уровне. Не решен и вопрос достаточного фондирования малого и среднего бизнеса. В чем вы видите основную проблему недостаточного кредитования малого и среднего бизнеса?

- Это хроническая проблема, которая многократно поднималась в посланиях на протяжении практически всей истории независимого Казахстана. И именно тот факт, что эта проблема существует десятилетиями, подтверждает ее объективный характер. Недостаточные объемы кредитования обусловлены существующими условиями бизнеса (не только банковского, но и того, который банки кредитуют), альтернативными возможностями для размещения средств, регулятивной средой и многими другими факторами. Банки должны соблюдать нормативы (установленные регуляторами), обеспечивающие их устойчивость, что исключает возможности безоглядной раздачи денег всем желающим заняться бизнесом; они должны обеспечивать прибыльность своих операций, а это означает, что они ищут и находят другие способы размещения своих средств и средств клиентов, помимо кредитования бизнеса — хоть малого, хоть большого; наконец, клиенты банков, желающие получить кредиты, также должны соответствовать многим критериям, быть качественными заемщиками, а таких клиентов не очень много. Иными словами, проблема не на стороне банков, она комплексная, и именно поэтому она и существует много лет, несмотря на постоянные попытки подстегнуть кредитную активность.  

- Как вы оцениваете необходимость разработки нового закона о банках, о которой высказался в своем Послании президент?

- Процесс совершенствования законодательства — естественный и правильный, экономическая среда быстро меняется, особенно сейчас, когда изменения в финансовой сфере стремительны. Законодательство должно соответствовать меняющимся условиям, быть адекватным тем вызовам, с которыми сталкиваются и участники финансового рынка, и регуляторы. Банковское законодательство, как справедливо отметил президент, действительно имеет почтенный возраст и, очевидно, не в полной мере соответствует новым реалиям, несмотря на совершенствование и вносимые поправки, поэтому необходимость разработки нового закона действительно существует. 

- Глава государства упомянул важность справедливого налогообложения банковского сектора. Насколько это повлияет на устойчивость банковской системы и деловую активность в стране?

- Справедливость важна во всех сферах, в том числе, конечно, и в области налогообложения банковской деятельности, с этим трудно не согласиться. Глава государства не в первый раз поднимает этот вопрос, и ранее он связывал его с высокими доходами, которые банки получают от вложения в государственные ценные бумаги, доходы по которым не облагаются налогом, что, предположительно, стимулирует такие вложения банков в ущерб их кредитной активности. Вероятно, с этим посылом в целом можно согласиться, но все же проблему надо рассматривать комплексно. Вложения банков в госбумаги являются частью их деятельности по обеспечению устойчивости и стабильности, сбалансированности портфеля активов. Обложение налогами этих доходов, конечно, можно прописать в нормативных актах, хотя это будет несколько необычной практикой (если сохранить льготный режим вложения в госбумаги для всех инвесторов, кроме банков), но в таком случае дополнительные издержки банков будут распределены по другим направлениям и продуктам, а банки будут искать другие варианты размещения средств, что снизит спрос на госбумаги, увеличит их доходность и стоимость заимствования для государства, что будет негативным последствием для эмитентов таких инструментов — Минфина, Нацбанка, местных исполнительных органов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.