Мажилис одобрил в первом чтении проект закона «О защите прав потребителей» (ЗПП) в новой редакции и сопутствующие поправки. Представил документ министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев. Он отметил, что последние поправки в закон о ЗПП вносились четыре года назад, однако правоприменительная практика показала в нем недочеты, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Во-первых, четырехэтапный порядок рассмотрения и разрешения жалоб потребителей создал барьер для реализации конституционного права потребителя на судебную защиту, так как потребители прежде, чем обратиться в суд, вынуждены проходить первые этапы указанного выше порядка. Во-вторых, сфера действия закона о ЗПП по-прежнему ограничена розничной торговлей и бытовыми услугами. Комитет по ЗПП не может реагировать на нарушения прав потребителей и принимать меры в таких важных и широко распространенных сферах услуг, как жилищно-коммунальные, транспортные, медицинские, туристические, услуги связи и другие», - перечислил он.
По словам министра, общественные объединения потребителей работают еще недостаточно эффективно, отсутствует консолидация в их деятельности.
В-четвертых, внедренная для автоматизации процесса приема и рассмотрения бизнесом обращений потребителей информационная система e-tutynushy не дала ожидаемого эффекта из-за добровольной регистрации в ней. На сегодня в ней зарегистрировано всего 872 субъекта предпринимательства. И в-пятых, за административные правонарушения в сфере защиты прав потребителей в КоАП РК предусмотрено лишь предупреждение. Такое взыскание недобросовестный бизнес не пугает.
Число потребителей, недовольных действиями недобросовестного бизнеса и уровнем защиты своих прав, растет с каждым годом. Например, если в 2021 году в Комитет по ЗПП поступило 25 тыс. обращений потребителей, в 2022 году 30 тыс., то в 2023-м их количество возросло до 51 тыс. В другие госорганы количество обращений также выросло. В 2021 году их было 45 тыс., в 2022 году 47 тыс., а в 2023-м превысило 74 тыс.
«Хотел бы отметить резкий рост жалоб потребителей на нарушения в сфере электронной торговли до 7732 в 2023 году, удельный вес которых составил более 15% от общего числа жалоб прошлого года, что является следствием активного использования ими инструментов электронной торговли. Причем по сравнению с 2022 годом рост числа жалоб составил 290%», - подчеркнул он.
Министр сообщил, что разработчики законопроекта изучили опыт стран СНГ, Германии, Польши, Турции. И в результате предлагаются следующие новеллы: во-первых, упрощается порядок разрешения гражданско-правовых потребительских споров из многоступенчатого в двухступенчатый. Потребителю при сохранении досудебного порядка на втором этапе предоставляется право выбора способа защиты своих прав: напрямую подать иск в суд, либо обратиться к медиатору/арбитражу или в госорган для привлечения недобросовестного субъекта бизнеса к административной ответственности. Также разграничивается порядок урегулирования потребительских споров: досудебный и внесудебный.
Базовые принципы закона о ЗПП теперь будут распространены на все сферы услуг, кроме финансовых, с сохранением отраслевого регулирования и компетенции соответствующих государственных органов в этих сферах.
«Также вводится гражданско-правовая ответственность предпринимателя в виде штрафа, взыскиваемого судом в гражданском процессе в пользу потребителя, чьи нарушенные права не были восстановлены на досудебном этапе его обращения к предпринимателю. Данный инструмент нацелен на стимулирование предпринимателей на досудебное разрешение гражданского спора с потребителями. Аналогичная практика зарубежных стран привела к существенному снижению обращений в суды», - отметил он.
В-четвертых, будет усилена защита прав потребителей в онлайн-торговле. Министр добавил, что документом исключены из числа невозвратных товаров медицинские изделия, абонентские устройства сотовой связи, а также исключена 100-процентная невозвратность по договорам о приобретении авиабилетов и туристском обслуживании, а общественным объединениям потребителей предоставлена возможность делать контрольную закупку товаров и услуг. Помимо этого, уточнены условия возврата потребителем товара в случае, если он приобрел его в кредит, и взаимоотношения субъектов предпринимательства с потребителями с инвалидностью.
«По аналогии с институтом омбудсмана по защите прав предпринимателей вводится институт омбудсмана по защите прав потребителей. Омбудсман, как будущий стратегический партнер госоргана по защите прав потребителей, будет помогать ему вскрывать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, будет глазами, ушами и голосом потребительского сообщества», - объявил министр.
Законопроектом разделены понятия определенного и неопределенного круга потребителей. По аналогии с рядом стран ЕАЭС омбудсман и общественные объединения по ЗПП получат право предъявлять в суды иски в отношении неопределенного круга потребителей.
Читайте также
В РК разработан законопроект, который предполагает изменение алгоритма рассмотрения жалоб потребителей