USD
480.61₸
+1.230
EUR
534.53₸
+2.900
RUB
5.28₸
+0.010
BRENT
72.74$
+0.260
BTC
59220.00$
+1261.000

Система торговли выбросами: сценарии развития от экспертов EY

Трансформация углеродного регулирования в Казахстане необходима уже сейчас

Share
Share
Share
Tweet
Share
Система торговли выбросами: сценарии развития от экспертов EY- Kapital.kz

Казахстанская система торговли выбросами (КазСТВ) была введена в 2013 году и вот уже более 10 лет остается единственным функционирующим государственным инструментом углеродного регулирования в регионе Центральной Азии и всего СНГ. Тем не менее, ни приостановление работы КазСТВ в 2016–2017 годы для совершенствования системы мониторинга, отчетности и верификации, ни дальнейшие пересмотры Национальных планов распределения углеродных квот и углеродного бюджета не оказали заметного положительного воздействия (с точки зрения стимулирования крупных источников выбросов) на принятие мер для последовательного сокращения выбросов.

Сегодня КазСТВ охватывает все крупные компании в энергетическом и нефтегазовом секторах, а также в горнодобывающей, металлургической, химической и перерабатывающей промышленности с выбросами более 20 тыс. тонн CO2 в год и является уникальным государственным инструментом контроля и сокращения выбросов парниковых газов в стране.

Несмотря на проводимые работы по повышению энергоэффективности и модернизации оборудования на казахстанских предприятиях, уровень выбросов парниковых газов остается достаточно высоким. А с учетом того, что ЕС и другие торговые партнеры Казахстана вводят альтернативные инструменты углеродного регулирования (CBAM, Methane regulation и пр.), стимулирующие к сокращению углеродоемкости экспортируемого продукта, трансформация углеродного регулирования в стране необходима уже сейчас, до того, как это коснется ключевых секторов, способствующих росту экономики. Так, согласно Обновленному ОНУВ Казахстана и Стратегии достижения углеродной нейтральности, предусматривается усиление регулирования в рамках КазСТВ и введение углеродного налогообложения установок для не квотируемых секторов экономики и источников выбросов ПГ. Все перечисленное порождает несколько сценариев развития КазСТВ и перспективное влияние на участников рынка торговли углеродными квотами:

1. Сценарий «Без изменений» в данном сценарии КазСТВ унаследует текущие конфигурации системы. В частности, на первичном углеродном рынке государство будет осуществлять продажу единиц углеродной квоты компаниям из соответствующей категории резерва Национального плана углеродных квот на условиях аукциона, в то время как остальная часть углеродных квот будет распределяться на условиях бесплатного распределения. Так, учитывая, что в 2026 году резерв Национального плана углеродных квот будет составлять примерно 9 млн углеродных единиц, а в соответствии с нормами Экологического кодекса РК категория распределения углеродных квот на условиях аукциона квот составляет 1/5 резерва, то есть 1,8 млн углеродных единиц, процентная платная доля продажи квот на условиях аукциона будет составлять 1,2%. Ожидаемое повышение ежегодного процента сокращения углеродного бюджета страны до 2,73% может отразиться на количестве распределяемых квот в текущем устройстве углеродного регулирования РК.

2. Сценарий «Рыночное развитие» – теоретически модифицированная система по результатам предложений экспертов EY в рамках исследования КазСТВ. В данном сценарии углеродные квоты, предназначенные для аукционного распределения, не лимитируются рамками объема резерва – распределение производится с общего объема Национального плана углеродных квот на 2026–2030 годы. В то же время в качестве объема углеродных квот, предназначенного для распределения на первичном рынке посредством аукциона, предложен наиболее реалистичный вариант в 5% в 2026 году и ежегодный рост данного объема на 2,5%. В части ежегодного процента сокращения углеродного бюджета страны эксперты EY предлагают сохранить текущий уровень в 1,5%, который обеспечивает необходимое снижение выбросов от операторов, участвующих в КазСТВ, к 2030 году в рамках достижения целей ОНУВ. Однако для обеспечения справедливой углеродной нагрузки предложено ввести альтернативные инструменты углеродного регулирования – например, углеродный налог на топливо, который затронет не квотируемые секторы экономики.

3. Сценарий «Неблагоприятный» - данный сценарий отражает последствия применения наиболее жестких условий для участников КазСТВ в 2026–2030 годы. В особенности суммарный негативный эффект для операторов от установления 10% и более доли углеродных квот, предназначенных для аукционного распределения на начальном этапе аукционирования, и стремительного увеличения до 5,1% ежегодного сокращения углеродного бюджета страны согласно обновленному национальному вкладу Казахстана в глобальное реагирование на изменение климата (ОНУВ). Как итог, операторы, участвующие в КазСТВ, столкнутся с резким дефицитом квот на рынке. Всеобщая нехватка углеродных квот может привести к фатальным последствиям для энергоемких операторов, вплоть до закрытия операционной деятельности.

Специально для прогнозирования объема распределяемых квот (в зависимости от выбранного продукта и сценария) для участников КазСТВ эксперты EY разработали таблицу, в которой представлена информация по ежегодному дефициту квот, образовавшемуся в результате разницы между объемом по бенчмарку продукции и суммы объемов бесплатных и платных квот, при расчете которых используются коэффициенты доли квот ежегодного снижения углеродного бюджета.

Автор: старший консультант практики устойчивого развития и изменения климата EY Kazakhstan Айбек Тулепбергенов

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.