USD
482.78₸
EUR
536.66₸
RUB
5.28₸
BRENT
80.69$
-0.400
BTC
63773.30$
-702.500

Тимур Жаркенов: Новые подходы господдержки создают условия для развития конкурентоспособного бизнеса

Эксперт прокомментировал принимаемые меры

Share
Share
Share
Tweet
Share
Тимур Жаркенов: Новые подходы господдержки создают условия для развития конкурентоспособного бизнеса - Kapital.kz

Президент Касым-Жомарт Токаев в прошлогоднем Послании заявил, что для успешного перехода на новую экономическую модель в стране необходимо стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Одним из таких инструментов призвана стать комплексная программа поддержки МСБ, по поручению главы государства пришедшая взамен программ «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Какие возможности для бизнеса предусматривает Единая программа поддержки МСБ, как предпринимательское сообщество смотрит на инициативы по перезагрузке налоговой политики – на эти и другие вопросы мы попросили ответить члена правления - заместителя председателя правления НПП РК "Атамекен" Тимура Жаркенова.

- Глава государства в сентябре прошлого года поручил объединить программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей» в комплексную программу поддержки малого и среднего предпринимательства. Можете рассказать подробнее, как изменилась программа поддержки МСБ и какие возможности появились у бизнеса?

- В целях обеспечения эффективного использования господдержки и развития конкурентоспособных, импортозамещающих предприятий в разных отраслях в феврале 2024 года утверждена Единая комплексная программа по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, объединившая программы «Дорожная карта бизнеса» и «Экономика простых вещей». Единая программа охватывает шесть направлений:

1. Поддержка микро- и малого предпринимательства

2. Поддержка малого и среднего предпринимательства

3. Поддержка малого, среднего и крупного предпринимательства

4. Моно- и малые города, сельские населенные пункты

5. Субъекты социального предпринимательства

6. Меры господдержки в рамках фондовой биржи.

Программа предусматривает постепенный переход от субсидирования к инструментам гарантирования и иным мерам нефинансовой поддержки, развитие альтернативных источников финансирования, в частности, усовершенствование инструментов поддержки облигационных займов (увеличена суммарная номинальная стоимость выпуска облигаций эмитента, по которому предоставляется субсидия, с 3 до 5 млрд тенге). Также внедряется инструмент синдицированного финансирования (выступают несколько кредиторов) проектов МСП с предельной суммой кредитования до 15 млрд тенге.

Новые подходы предусматривают дифференцированный метод субсидирования проектов МСП с поэтапным переходом на рыночные условия.

В рамках Единой программы изменился подход к субсидированию. Теперь основное внимание уделяется проектам обрабатывающей промышленности, переработке сельхозпродукции и оказанию высокотехнологичных услуг.

Так, первые 3 года, с учетом субсидирования, конечный заемщик будет финансироваться по ставке – 8%, 4-й год – 9%, 5-й год – 10%. С 6-го года проект финансируется на рыночных условиях БВУ. Такой подход позволит снизить нагрузку на бюджет и осуществить постепенный переход бизнеса на рыночные механизмы финансирования.

Кроме того, по всем видам услуг срок субсидирования сокращен с 5 до 3 лет. Данные меры позволят обеспечить поддержкой большее количество новых проектов в обрабатывающей промышленности и сфере переработки агропромышленного комплекса.

При этом распределение бюджета для субсидирования по кредитам в рамках новых проектов будет осуществляться преимущественно по проектам в сфере обрабатывающей промышленности (до 50%).

Постепенный переход от инструмента субсидирования будет сопровождаться расширением гарантий по кредитам. Так, по гарантированию сумма кредитования увеличена до 3,5 млрд тенге, по которым размер гарантии составляет до 50%, а перечень ОКЭД пересмотрен в сторону расширения. 

При этом новый подход в гарантировании также предусматривает переход на рыночные условия, где по гарантиям свыше 500 млн тенге предпринимателем будет оплачиваться комиссия (в среднем не более 3%) без выделения бюджетных средств на такие проекты.

Такие подходы позволят создать условия для развития более конкурентоспособных субъектов предпринимательства в отраслях обрабатывающей промышленности, нацеленных на рост и укрупнение своей деятельности.

- Поручения президента коснулись и сферы налогов: было поручено упорядочить налоговые льготы и сократить их объем минимум на 20%. Как вы оцениваете эти меры?

- Вопрос сохранения налоговых льгот в законодательстве актуален. Есть поручение главы государства касательно сокращения льгот в новом Налоговом кодексе. Однако для системного урегулирования данного вопроса необходима совместная работа министерства национальной экономики, отраслевых госорганов и бизнеса.

Мы как Национальная палата участвуем в обсуждениях с министерствами и будем давать свою позицию в отношении сохранения тех или иных льгот в Налоговом кодексе.

Национальная палата в настоящее время выступает против исключения отдельных льгот по НДС и просит их сохранить. В частности, мы говорим о льготах по НДС, связанных с реализацией жилого здания. Исключение данной льготы повлечет дополнительную налоговую нагрузку на юридических лиц, осуществляющих реализацию жилых помещений; а также льготах по НДС, связанных с реализацией лекарственных средств любых форм. Лекарства, реализуемые в рамках ОСМС и в коммерческом сегменте, будут подлежать обложению НДС, что приведет к увеличению расходов населения на лекарства.

- Еще одно поручение - провести полную цифровизацию налогового контроля и на 30% сократить формы налоговой отчетности, как минимум на 20% уменьшить общее количество видов налоговых и иных обязательных платежей в бюджет. Какой эффект от этого следует ожидать?

- Вопрос касательно ожидаемого эффекта нужно адресовать госорганам. Вместе с тем надо отметить, что в ходе обсуждения Особенной части проекта Налогового кодекса было принято решение исключить плату за пользование лицензией на реализацию алкогольной продукции и плату за размещение наружной рекламы.

Также хотелось бы обратить внимание, что в проекте Налогового кодекса в Общей части вместо придания свойства нормативного правового акта прямого действия отдельные нормы налогового администрирования выведены в подзаконные нормативные правовые акты, утверждаемые уполномоченным органом. Национальная палата выступает против переноса вопросов, связанных с взаимодействием налогоплательщиков и налоговых органов, на уровень подзаконных нормативных правовых актов.

- Тимур Зеилович, НПП «Атамекен» приняла активное участие в разработке проекта нового Налогового кодекса. Какие ключевые изменения в документе находят поддержку?

- Например, в ходе обсуждения проекта кодекса сохранена текущая ставка НДС 12%, ранее вопрос стоял о ставке 16-20%, сохранен срок переноса убытков (10 лет). Предусмотрена пониженная ставка КПН для предприятий обрабатывающей промышленности (10% для юрлиц и 5% для ИП).

Для поддержки и развития производства предусмотрена возможность применения инвестиционных налоговых преференций в виде 100% вычета затрат на приобретение/строительство зданий, сооружений, оборудования (с условием использования не менее 3 лет), а также на реконструкцию, модернизацию, капитальный и текущий ремонт. Есть ряд других мер поддержки, предусмотренных в проекте кодекса.

Хочу отметить, что многие предложения бизнеса были поддержаны госорганами. Конечно, сохраняется еще ряд вопросов, по ним мы продолжим обсуждение, в том числе в рамках мажилиса.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.