USD
522.49₸
-0.420
EUR
547.88₸
-0.970
RUB
5.06₸
+0.010
BRENT
74.35$
BTC
101277.00$
-66.000

Рынок рекламы в Казахстане за год вырос почти вдвое

При сохранении темпов роста у рекламщиков и маркетинговых агентств есть шанс к концу года пробить потолок в 1 трлн тенге

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Руслан Пряников

Фото: Руслан Пряников

Рынок рекламных и маркетинговых услуг в Казахстане совершил резкий скачок. За прошлый год объем оказанных услуг в этой сфере увеличился почти в два раза, достигнув рекордного в истории показателя: 913,2 млрд тенге. Такие данные опубликовало Бюро национальной статистики. За последние пять лет (за исключением 2020-го) этот сервисный рынок стабильно рос, но в предыдущие годы динамика была более скромной, пишет finprom.kz.

В первом квартале текущего года рынок не потерял свой прошлогодний темп. За январь–март компании, занимающиеся рекламой и исследованиями конъюнктуры рынка, заработали 147,8 млрд тенге — на 45% больше, чем за аналогичный период 2023-го. При этом важно отметить, что первый квартал — еще не самый активный у рекламодателей. Наиболее высокие показатели сектор демонстрирует в месяцы высокой покупательской активности — периоды подготовки к школе, акции «Черная пятница», новогодних праздников. По примеру 2023 года можно проследить: 88,8% бюджета рекламы и исследований было сформировано суммарно во втором, третьем и четвертом кварталах. Поэтому можно предположить, что при сохранении темпов роста у рекламщиков и маркетинговых агентств есть все шансы к концу 2024 года пробить потолок рынка в 1 трлн тенге.

Рынок рекламы в Казахстане за год вырос почти вдвое 3467814 - Kapital.kz

Большая часть — 82,1% — общего объема услуг в отрасли пришлась на рекламные агентства. За три месяца компании, которые изготавливают, продвигают и продают рекламные продукты, получили за свою работу 121,3 млрд тенге. Динамика в годовом выражении составила 42%. Непосредственно за услуги по размещению рекламы в средствах массовой информации участники рынка заработали несопоставимо меньше: всего 7,6 млрд тенге. Деятельность по исследованию конъюнктуры рынка и изучению общественного мнения заняла всего 12,7% от общего объема услуг. В деньгах такие услуги в первом квартале текущего года составили 18,8 млрд тенге.

Комиссия экспертов Центрально-Азиатской рекламной ассоциации (ЦАРА) назвала рост казахстанского рынка рекламы в 2023 году впечатляющим. В специальном обзоре, посвященном этой теме, специалисты ЦАРА отметили, что на такую динамику рынка повлияли общие экономические факторы — рост ВВП, снижение инфляции, стабилизация индекса реальной заработной платы.

В разрезе регионов распределение рекламных бюджетов неравномерно. Если быть точнее, оно сосредоточено в самом крупном мегаполисе страны. Из общего объема оказанных услуг в первом квартале 2024 года на Алматы пришлось 83,3%. Такая ситуация наблюдается уже не первый год, что говорит о централизации и слабом развитии медийной сферы на региональном уровне.

Рынок рекламы в Казахстане за год вырос почти вдвое 3467818 - Kapital.kz

Прошлый год на рынке рекламы в Казахстане можно назвать переломным. Судя по результатам исследования агентства Wunder Digital, в 2023 году интернет стал доминирующим каналом размещения рекламных продуктов. С прошлого года сайты и социальные сети занимают долю в 47% в структуре инвестиций в рекламу. Судя по данным, которые авторы исследования собирали несколько лет, к этому результату онлайн-реклама шла довольно широкими шагами, удвоив свою долю рекламного бюджета за пять лет.

На втором месте по объемам вливаний рекламодателей экс-лидер этого рынка — телевидение. Если в 2018 году 49% всех рекламных инвестиций приходились на ТВ, то теперь доля телевизионщиков сократилась до 35%. Постепенно угасает интерес рекламодателей и к рекламе на радио и в печатной прессе. Аудиореклама занимает всего 3% рекламных инвестиций, статьи и рекламные блоки в газетах — 1%. Ранее портал Energyprom.kz публиковал список республиканских и региональных газет, которые закрылись в Казахстане за десять лет. В большинстве случаев причинами такого явления стали уход рекламодателей, перевод СМИ в электронный формат или убыточность.

Рынок рекламы в Казахстане за год вырос почти вдвое 3467821 - Kapital.kz

Любопытно, что медийный рынок Казахстана «кормят» в основном продуктовые компании. Согласно выводам экспертов исследовательской компании K Research Central Asia, в топ-10 крупнейших рекламодателей РК в 2023 году вошли шесть крупных торговых организаций, которые продают напитки или продукты. Их суммарная доля в бюджете рекламного рынка составила 27,6%. Лидировала Coca-Cola Almaty Bottlers, которая отличается наибольшей долей инвестиций: 8,2%. Остальные четыре представителя топ-10 — компании по продаже косметики, средств гигиены и бытовой химии, а также один банк.

В топ-20 рекламодателей, которые тратят на позиционирование своих товаров в СМИ больше всего денег, помимо производителей детского питания, мороженого и сладостей, также входят фармацевтические компании и мобильный оператор.

Рынок рекламы в Казахстане за год вырос почти вдвое 3467824 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.